О театре

ул. Ленина, 13Иркутский областной театр юного зрителя имени драматурга Александра Вампилова ведёт отсчёт своей истории с января 1928 года. Именно тогда был создан предшественник сегодняшнего ТЮЗа – ТРАМ (Театр рабочей молодёжи). После тяжелой рабочей смены молодые комсомольцы-активисты, участники кружков художественной самодеятельности Маратовского рабочего клуба, собирались на репетиции в аллеях парка Парижской коммуны, в помещении крайкома комсомола.

Первая постановка самодеятельных артистов – «Бузливая когорта» Ивана Скоринко. Её осуществил в 1929 году профессиональный режиссер Г. В. Брауэр, специально приглашенный из Москвы.

В 1929 году коллектив ТРАМа уже гастролировал по городам и посёлкам Восточной Сибири. Тогда же в репертуаре театра появилась русская и зарубежная классика: «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Лекарь поневоле» Ж. Мольера, «Свои люди сочтёмся» А. Островского.

В 1931 году общественность признала молодой театр профессиональным. В те далёкие годы был заложен фундамент профессиональной труппы, мастеров сцены, властителей дум и чувств нескольких поколений иркутян.

Золотыми буквами вписаны в историю театра первые артисты, его основатели: Петр Лавров, Васса Климанова, Надежда Кушникова, Таисия Козлитина, Владимир Шестерников, Николай Евтюхов, Иннокентий Коршунов и многие другие.

В первые годы существования театра был создан оркестр под управлением Павла Гоголева, бессменного дирижера и композитора ТРАМа-ТЮЗа (1933-1971 гг.).

В 1934 году театр получил постоянное помещение (ул. Ленина, 13), которое принадлежит ему и доныне, но требует реставрации. ТЮЗ временно работает в другом здании (ул. Ленина, 23).

В 1937 году ТРАМ стал ТЮЗом. В труппе было 42 человека.

С театром работало множество художников, из которых можно выделить Александра Якимчука и Юрия Суракевича.

Незабываемый след в истории ТЮЗа оставили режиссёры Семён Казимировский, Эверт Корсаков, Лев Титов, Вячеслав Кокорин. Всего же их было, включая мастеров, приглашавшихся на постановки, около ста.

В 30-е годы сложился крепкий и плодотворный творческий союз театра и драматурга Павла Маляревского. Театр осуществил в разные годы постановки многих его пьес: «Конёк-Горбунок», «Кот в сапогах», «Меч Китая», «Репка», «Счастье», «Не в бровь, а в глаз» (Басни дедушки Крылова), «Чудесный клад», «Падение острова Блютенбайль», «Не твое, не мое, а наше», а также новогодние представления – «Елка», «Новогодний сон».

Огромен и разнообразен репертуар ТЮЗа. Для каждого нового зрительского поколения ставились и возобновлялись «Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Аленький цветочек» и «Золотой ключик». Постоянно были в работе и образы классической подростковой романтики: «Три мушкетёра», «Овод», «Робин Гуд», «Граф Монте-Кристо». Не сходила со сцены русская и зарубежная классика для взрослого зрителя.

Во все времена обращался театр к современной пьесе, эта традиция сохраняется и сегодня. В репертуаре театра, кроме Пушкина и Островского, Лермонтова и Чехова, идут спектакли по произведениям Владимира Гуркина (артист ТЮЗа в 1973-1975 гг.), Бориса Васильева, Михаила Рощина, Валентина Распутина, Александра Вампилова, имя которого носит театр. На каждом этапе истории театральному коллективу вампиловцев удаётся внести в работу что-то своё, незаемное.

ул.  Ленина, 23Сегодня в труппе ,более 30 артистов. Шесть заслуженных: Валерий Елисеев, Галина Проценко, Нина Олькова, Николай Кабаков, Владимир Привалов, Олег Тупица; один заслуженный работник культуры Республики Бурятия – Владимир Безродных, заслуженные работники культуры РФ Тамара Терпугова, Сергей Маркидонов. Активны, талантливы ведущие мастера сцены Людмила Попкова, Михаил Ройзен, Елена Константинова. Руководит театром и сам ставит спектакли заслуженный работник культуры России Виктор Токарев. Главный режиссёр театра Андрей Сидельников.

В 2003 г. театр стал лауреатом I Международного театрального форума «Золотой Витязь» (Москва). Сегодня театр является дипломантом I, II, III, IV, V, фестивалей «Золотой Витязь», I и II Межрегиональных фестивалей для детей и подростков «Сибирский кот», международных театральных фестивалей "Бродячий Арлекин"(Италия), "ПостЕфремовское пространство"(Пермь),лауреатом Первого Всероссийского театрального молодёжного фестиваля им. В. Золотухина (Барнаул) и др.

Стремиться к постижению вершины человеческого духа – вот цель тех, кто работает в театре сегодня и кто придёт в него завтра и послезавтра.

О здании ТЮЗа Ленина, 13


Почему же не видно ни ограждений, ни лесов, ни каких-то ремонтных работ вокруг театрального дома? Вообще никакого движения у давно закрытого здания театра?
Об этом мы беседовали с директором ТЮЗа Виктором Токаревым около года назад, в результате чего и была публикация в нашей газете («БВ» № 47, ноябрь, 2009). Напомним: тогда речь шла главным образом о том, что причиной остановки является имущественная неопределенность. Кому принадлежит здание? Области, как мы могли бы подумать? Федералам? И по какому проекту вести реконструкцию?
Самое время и повод вернуться к ситуации – какова она на сегодняшний день? Что вообще происходит с театром? И что делает со своей стороны его руководство, как работает в этих условиях коллектив?
На вопросы журналиста снова отвечает директор – Виктор Токарев:
-Что мы делаем? Мы – сопротивляемся. Изо всех сил стараемся не снижать качество спектаклей. Но в нашем распоряжении сегодня – только самоотверженный творческий труд: актерские нервы, эмоции и самоотдача, а также режиссерская фантазия; а со стороны администрации - новые формы работы со зрителем, новые проекты… Если бы мы этого не делали – мы бы просто утонули, потому что современных технических возможностей поддержать наши творческие усилия сегодня нет.
Для нормальной работы нам срочно нужна комплексная техническая реконструкция сцены! Сегодня мы, как известно, уже десятый год работаем в филиале, на Ленина, 23, а это помещение будет в перспективе передано филармонии. Это - при условии, что наше родное здание на Ленина 13 реконструируют, и мы вернемся туда, - но когда это будет и будет ли вообще – сейчас не известно.
А между тем сегодня на техническое перевооружение сценического пространства нам необходимо по самым средним меркам 30 миллионов рублей. Это чтобы заменить свет, звук, исправить аварийные штанкеты и заменить софиты, которые не работают. Понятно, это большие деньги, но ведь за те 10 лет, что мы проработали в этом здании, целое поколение детей выросло! И все они недополучают выразительных сценических эффектов, без которых невозможно яркое театральное действо. Ведь сегодня дети многое из таких «чудес» видят в кино, на экране телевизора, на компьютерном мониторе и прекрасно ориентируются, каким может быть зрелище. И это тем более актуально, что две трети репертуара у нас – сказки. И в чем виноваты дети? Потому наши режиссеры и художники уже жгутом выжимают свои мозги, свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, чем-то удивить и порадовать детей.
Но поскольку технического развития нет - мы остаемся на уровне прошлого века…
Я в данном случае говорю не столько о себе, хотя и нам, артистам, режиссерам, художникам, тоже обидно. Но, в конце концов, это – не только на совести нашей, но и на совести всех тех взрослых, которые отвечают за создание нормальных условий для развития детей в нашем регионе. Мы все не имеем права так относиться к детям. Нас иногда пытаются урезонить: да ладно, есть же крыша над головой, не на улице зрители сидят, в самом деле! Если так рассуждать - на какой уровень мы тогда опускаемся? В сарае, в сельском клубе, в красном уголке на ферме – тоже не на улице… Но ведь мы, как-никак, – областной центр, областной театр, который имеет многолетнюю историю – нынче 83 года исполняется. Так неужели и сегодня нужно доказывать необходимость детского театра?
-Итак, форма вашего сегодняшнего существования понятна. Но совершенно очевидно, что так будет продолжаться до тех пор, пока вы не вернетесь в свой обновленный дом. Почему же не начинается реконструкция на Ленина, 13?
-Это здание - памятник регионального значения, но числится оно с некоторых пор в федеральной собственности. И тот вариант, что предлагают нам собственники-федералы, нас абсолютно не устраивает. Кстати, нам никто официально новый проект не предлагал, но мы знаем, что существуют какие-то разработки, согласно которым предлагается оборудовать здесь крупный торгово-офисный центр, оставив нам «Камерный театр Вампилова».
-Вы выразили свое несогласие официально?
-Министерство имущественных отношений Иркутской области обратилось с иском в арбитражный суд. Мы сами обращаться в суд не имеем права, поскольку являемся третьим лицом, мы – лишь пользователи.
Но мы уже неоднократно обращались в наше министерство культуры, в министерство имущественных отношений, писали коллективное письмо губернатору, открытое письмо - президенту…
В начале ноября арбитражный суд, который рассматривает иск по нашему вопросу, намерен принять уже окончательное решение.
-И все же – давайте остановимся подробнее, почему вас не устраивает вариант «перестройки», предлагаемый собственниками из центра?
-В печати появилось интервью г-на Витязева, представителя распорядительной дирекции минкульта России. По его словам, разработан проект, по которому нам предлагают бОльшую, чем сейчас, площадь, плюс подземную парковку. При этом вопрос представляется в таком свете, что «театр этого не хочет, и область почему-то сопротивляется…» На самом деле такого проекта пока нет, официально нам концепция не представлена, мы с нею знакомы «на пальцах», по каким-то копиям. И по их представлению это будет, как я уже говорил, торгово-офисный центр с камерным театром Вампилова. Откуда взялся камерный театр, кто его придумал? Они придумали, авторы «концепции». А что это такое? Сцена предполагается крошечная, как в кинотеатре, за нею – два (только два!) помещения, называемых артистическими. Для клубов и кинотеатров это, может, и приемлемо, а для профессионального театра?
А в то же самое время существует и даже одобрен Главгосэкспертизой в той же Москве наш проект! Работали над ним Иркутский «Промстройпроект» совместно с московским институтом «Гипротеатр». (Не так давно его ликвидировали «за ненадобностью». А ведь это был институт, который занимался проектированием и строительством театров по всей стране). Результатом их совместного труда и стал проект театра площадью 13 тысяч квадратных метров, - это то, что по нынешним меркам необходимо для детского театра.
Вы помните здание на Ленина, 13? Там и в нашу-то бытность кабинетов нормальных не было, бухгалтеры сидели друг у друга на голове, негде было разместить технические службы, монтировщиков – а они с утра до вечера работают. Им негде было съесть бутерброд, переодеться, надеть спецовку. Там не было помещений для хранения декораций, не было арьерсцены… Артисты в гримерках сидели по два человека на одном стуле, а чтобы загримироваться – занимали очередь. Теперь же – я подчеркиваю, нашим проектом - предлагаются нормальные человеческие условия для успешной творческой работы.
Но этот наш проект попросту игнорируют, не замечают в упор, возмущается Виктор Токарев. И вот к чему мы сегодня пришли: театр лишен собственного здания, которое уже буквально рушится, если вам показать – вы ужаснетесь; в гримуборных обрушились потолки, видно было небо – недавно дырки прикрыли, но ветер, холод и дождь все равно проникают. То есть там полная разруха, электропроводка давно не работает, потолки обваливаются, балки трещат по швам, на полметра отвалилась часть здания, скоро вообще упадет. Там опасно находиться. При этом они вопрошают: «А кто вам сказал, что здание аварийно? Мы считаем, в здании можно работать».
Между прочим, собственники же и довели здание до такого состояния – ведь давно могли начать капремонт.
Не кажется ли вам, что это чистый авантюризм? Когда нет проекта – а нам говорят: проект есть. Нет согласованной концепции – а нам говорят о какой-то концепции, которая не имеет никакого отношения к профессиональному строительству театра. И когда делают вид, что не существует нашего, утвержденного и согласованного проекта?
…Виктор Степанович – и его можно понять! - никак не может согласиться с вариантом строительства торгово-офисного центра площадью в 24 - 26 тысяч квадратных метров, посреди которого будет ютиться детский театр, занимающий площадь в пять раз меньше.
-Я понимаю, сегодня условия такие, но условия же могут и должны меняться! – горячится он. - А театр должен развиваться, и детский – в первую очередь. Я считаю, детский театр – главный в стране, в области, в городе, и это должна быть общая установка. Детский театр должен даже финансироваться отдельно! Почему мы об этом не думаем, почему все откладываем на потом? А потом - поздно будет! Эти поколения вырастут вне культуры, вне театра, и мы их уже не догоним, они уже - потеряны.
А между тем сколько вокруг изуродованных судеб! То и дело слышишь, как подростки, молодые люди курят, наркоманят, спиваются, совершают преступления… Что происходит с людьми, с народом? И где дети могут получить недостающее? В семье? Семьи живут по-разному, и далеко не в каждом доме это возможно. В школе? Там тоже учителя перегружены. Да и им дали понять, что государство не ставит перед вами задачу воспитания нового поколения?
Значит, мы вполне сознательно не делаем того, что должны были делать, сознательно пускаем поколение на самотек. Мы могли бы дать им представление о мире, воспитать представление о добре и зле, о человеческих ценностях, причем, этот процесс происходит в детском театре, а не во взрослом. Человека взрослого чаще всего не переделаешь, он уже сформировался и меняется мало.
А вот дети переживают в театре всю гамму чувств, необходимых для становления характера, вырабатывания личностных ориентиров: ощущение счастья, сочувствия слабому, сопереживают обиженному, плачут от осознания беды. Нередко они, находясь в зрительном зале, не могут молчать, реагируют бурно и искренне, и как же этим не дорожить? Да я 30 лет работаю для этого! Свои эмоции они выплескивают и в аплодисментах, и в нашей книге отзывов - пишут дети, пишут подростки, учителя, родители, бабушки и дедушки, группами, классами… Так что – отказаться от всего этого? Кто сказал, что не нужен детский театр?
…В 84-м году мы были на фестивале АССИТЕЖ в Москве, где было очень много иностранцев, вспоминает Виктор Токарев. Спектакли же показывали только российские театры, в том числе и мы, иркутяне. И я помню, как театральные деятели из капстран говорили: ваша страна имеет великое богатство - государственный стационарный репертуарный детский театр! То, чего в капиталистических странах практически нет – там в основном частные антрепризные театры, а государственные – это театры для взрослых. Поэтому они белой завистью нам завидовали и говорили: берегите! сохраняйте!
А на мой взгляд, у нас готовы разрушить все то, что складывалось и формировалось годами.
Мы, театральные работники, живем не по законам заколачивания денег любой ценой. Мы говорим про человека, про ребенка, мы говорим про будущее! А нам предлагают: давайте вычеркнем из жизни общества детский театр, за ним, может быть, – детскую литературу, детскую музыку, художники перестанут работать для детей? И что мы получим, какое поколение вырастим? Любого взрослого спроси – захочет ли он, чтобы его ребенок был лишен всего этого?
-Понятно, что такой подход противоречит вашему понимания детского театра. Подведем итог. Движется ли дело к решению вопроса хоть в какой-то мере?
-Идет колоссальная бумажная работа. Переписка ведется сумасшедшая. Пишут и подписывают письма и замы губернатора, и министр, и дирекция театра; они идут в Москву, из Москвы возвращаются ответы - как правило, никакие… Губернатор области лично обращался к министру культуры Александру Авдееву с просьбой о том, чтобы области вернули театральное здание.
При этом, я уже говорил, мы провели огромную работу, и наше достижение – наш проект. Работа, оплаченная из областного бюджета, вся документация, чертежи, - огромная, повторяю, работа, прошедшая экспертизу, утвержденная замом губернатора Иркутской области. Этим можно было бы гордиться… Но чем гордиться, если ремонтные работы так и не начинаются?! Идет чисто бюрократическая переписка, которая за десять лет ни к чему не привела!
Так что пока мы пришли к тупику: здание разрушается, здание - не наше, и неизвестно, когда мы туда вернемся и вернемся ли вообще, потому что теперь все зависит от арбитражного суда.
…Наш Иркутский ТЮЗ – один из старейших театров для детей и молодежи, одним из первых в стране. Он открыт в 1928 году, в пору нищеты и разрухи, он продержался в годы войны, его не закрыли во время кризисов и перестроек. Наш ТЮЗ известен всей России. Он носит имя всемирно известного драматурга Вампилова, нашего земляка. Наша история – это 82 полноценных, насыщенных театральных сезона. Нашу аудиторию трудно сосчитать – ориентировочно спектакли посетило более восьми миллионов зрителей. Разве это не то, что нужно сохранять, беречь и развивать всеми силами, силами творческих людей и власти?
Театра может не быть – но природа не терпит пустоты. Пустоту в воспитании молодежи займут факторы, которые известны нам в лицо: курение и алкоголизм, наркомания и подростковая преступность. Вас эта беда еще не посещала? Тогда помогите ТЮЗу остаться. Кстати, в большинстве городов Сибири для аналогичных театров построены новые здания…