23.10.2017 | Байкальские ВЕСТИ | Гастроли Санкт-Петербургского театра юных зрителей им. А. А. Брянцева

Неделя, покорившая сердца


Восьмого октября в нашем городе завершились пятидневные гастроли Санкт-Петербургского театра юных зрителей имени А.А. Брянцева, одного из старейших ТЮЗов страны, в этом году отметившего свое 95-летие. Следом за определением «старейших» спешу сказать — и лучших, и это совершенно без натяжки. Спектакли театра сказали все сами за себя, и лучшая реклама — отзывы зрителей, которые, побывав на первых спектаклях, тут же пошли смотреть все остальные спектакли, рассказав о них знакомым. И билеты были раскуплены сразу до конца гастролей. Жаль только, очень коротких.

Юбилею области — от театров-юбиляров

Петербургский ТЮЗ приехал в Иркутск в рамках федеральной программы «Большие гастроли» при поддержке Министерства культуры РФ, а также в рамках празднования 80-летия Иркутской области. Театр был основан в 1922 году и носит имя своего основателя, народного артиста СССР, режиссера, педагога Александра Брянцева. Он стремился претворить в жизнь идею о «театре особого назначения», который был бы интересен трем поколениям зрителей: детям, подросткам и молодежи. ТЮЗ и сегодня живет по этим художественным принципам, выработанным его легендарным основателем. Гастроли ТЮЗа из Санкт-Петербурга приурочены и к большому юбилею Иркутского ТЮЗа имени А.Вампилова, который 25 октября откроет свой 90-летний театральный сезон. Именно на этой сцене петербуржцы показали все гастрольные спектакли.

Перед спектаклем, закрывающим гастроли питерцев в Иркутске, на сцену для поздравления вышли заместитель министра культуры и архивов Иркутской области Руслан Дячук, заслуженный работник культуры РФ, директор и режиссер Иркутского ТЮЗа Виктор Токарев и заслуженный работник культуры, директор Санкт-Петербургского ТЮЗа имени А.А. Брянцева, профессор Светлана Лаврецова.

— Дорогие друзья, — обратился к собравшимся Руслан Дячук, — в рамках федеральной программы «Большие гастроли» завершаются выступления замечательного театра из Санкт-Петербурга. Спектакли театра очень понравились иркутской публике, вызвав большой резонанс. Они понравились как взрослому, так и маленькому зрителю. Очень приятно, что гастроли стали подарком к юбилею Иркутской области. Хочу выразить уверенность, что в следующем году нам удастся в рамках этой же федеральной программы сделать ответные гастроли нашего ТЮЗа имени А. Вампилова в Санкт-Петербурге.

С ответным словом к зрителям и гостям обратилась директор Петербургского ТЮЗа Светлана Лаврецова:

— У нас сегодня олимпийское настроение, как в 1980 году на закрытии Олимпиады. Нам грустно. Помните, как улетал олимпийский мишка, а зрители смотрели и плакали? У нас такое же настроение. Мы подружились с Иркутском, с вашими чудесными зрителями, и эта неделя, проведенная в вашем городе, запомнится нам надолго. Мы увидели ваши глаза, с каким вниманием, чуткостью, затаив дыхание, вы смотрели наши спектакли, как в финале кричали «браво» и аплодировали.

Мы очень много ездим и по стране, и за рубеж, но такой теплый прием, наверное, возможен только у вас, потому что у вас прекрасный зритель. Все вы полны не только байкальским здоровьем, но и духовным. За эту неделю я поняла, что сердце культурной столицы России именно у вас, в Иркутске. Потому что, как оказалось, вам нужен наш Чехов, Островский, вам нужен наш талант. И нас не ревновали к публике ваши актеры, «вампиловцы», а, наоборот, всячески помогали.

А как это прекрасно звучит — «вампиловцы». Я была просто тронута, когда на служебном входе к нашему приезду появилось приветствие в стихах и подпись: «ваши вампиловцы». И мы очень хотим, чтобы вы приехали к нам и привезли свои спектакли. Это будет обмен двух культурных столиц. Я очень рада, что мы познакомились с вашим прекрасным городом. Спасибо за вашу любовь, и ждем вас в Санкт-Петербурге.

В дар петербургскому театру директор Иркутского ТЮЗа Виктор Токарев преподнес портрет Александра Вампилова с пожеланием, чтобы в репертуаре театра в скором времени появилась одна из его пьес, вручил благодарственные письма, цветы, сибирские дары и большое панно с гербом Иркутска и озером Байкал. Кстати, Священное море покорило всех петербуржцев, когда они впервые его увидели, причем с двух точек: из Листвянки и с восточной стороны, в поселке Танхой.

В поисках новых смыслов

В афише ТЮЗа имени А.А. Брянцева классика занимает одно из лидирующих позиций. Немало, впрочем, и пьес современной драматургии, которые идут на Основной и Малой сценах. Каждый спектакль питерцев остался в памяти, запомнился очаровательными, интересными находками, глубиной, философскими подтекстами, недосказанностью, которая подталкивала на собственные размышления. И, по определению Станиславского, когда-то призывавшего все на сцене делать без нажима и потуг, а легко, весело, просто и высоко, именно в таком «заданном режиме» и работают артисты брянцевского ТЮЗа. Смотреть их спектакли было большим наслаждением! Ведь умение искать новые смыслы в старых классических текстах — это то, что отличает Петербургский ТЮЗ, является его особенностью, а современный зритель любит, когда в театре не поучают, но предлагают размышлять вместе, дают внутреннюю свободу.

Два спектакля — «Человек в футляре» по А. Чехову и «Бешеные деньги» по А. Островскому — представляли на гастролях отечественную классику.

Тщательнейшая разработка характеров, скрупулезное воссоздание жизни в ее мелочах и деталях (сейчас так уже мало кто ставит), наполненные смыслом и чувствами паузы, которых режиссер не боится… И вот эта на первый взгляд архаичная неспешность и вышедшая из моды подробность за несколько десятков минут делали зрителя своим пленником, и он уже дышал в унисон с актерами. Это о спектакле «Человек в футляре».

Режиссер Георгий Васильев, пренебрегая стереотипами, навязанными нам в школьные годы учебниками, где персонаж Беликова всегда выдавался за скучного, неприятного, закрытого в своей скорлупе типа, разбивает это узкое представление и предлагает иную версию. Васильев увидел в нем одинокую душу, которая, сторонясь окружающего хаоса и сохраняя индивидуальность, непохожесть на других, вынуждена отгораживаться, уходить в себя, закрываться все глубже. Спектакль вызвал не неприятие главного героя, а совсем иные чувства: сожаление, сострадание и даже симпатию.

А главное, что спектакль предлагает зрителю подумать, порассуждать, какой Беликов ему ближе, а не просто бездумно «проглатывать» то, что много лет нам навязывалось средней школой. Перед зрителем вставал образ маленького человека, его боль, любовь, его чувства. В этой роли мы увидели прекрасного исполнителя – народного артиста России Валерия Дьяченко, который работал сдержанно, тонко, будто сплетая ажурную вязь взаимоотношений. И в результате появлялась удивительная атмосфера, куда ты окунался с головой и жил вместе с героями. Рядом с Дьяченко работали великолепные партнеры: Елизавета Прилепская, Алексей Титков и Александр Иванов. Двое последних по ходу спектакля исполняли роли сразу нескольких персонажей, которые с самого начала задавали тон, вели действие, то есть «брали зрителя за руку и вели за собой». У них это получалось великолепно. Их роли состояли из блистательных миниатюр, наполнявших атмосферу повествования. «Человек в футляре» — замечательная командная работа, где каждый на своем месте.

Созвездие талантов

Превосходно, нигде не выходя за рамки стиля, актеры разыграли комедию А. Островского «Бешеные деньги». От классики в ней сохранилось все! Нет только древней пыли, вызывающей сонливость в зале. Спектакль создан режиссером Александром Кузиным удивительно просто, и в этой простоте его достоинство. Режиссеру удалось высказаться о нашем времени, показать нынешний день, избежав вульгарного осовременивания и сохранив аромат классической пьесы. Вместо технологических трюков — живые люди, точно простроенные образы, обозначенные внутренние связи, прочерченные в развитии. За каждым из персонажей видна судьба, умение звучать в ансамбле как единый живой организм, где актеры создают галерею запоминающихся характеров и где виден артистизм и мастерство каждого в отдельности.

Здесь, без преувеличения, блистала «тяжелая артиллерия»: мастера старшего поколения театра — народный артист России Александр Иванов, заслуженные артисты России Татьяна Ткач, Сергей Шелгунов, Сергей Надпорожский, талантливые артисты среднего и молодого поколения Алексей Титков, Андрей Слепухин и очаровательная Анна Дюкова, которым после каждого спектакля зрители устраивали долгие овации.

На серьезный и откровенный разговор вызывал спектакль «Воспитание Риты», поставленный Анной Потаповой по современному английскому драматургу Уилли Расселу. В блистательном дуэте зрители увидели великолепного мастера, народного артиста России Александра Иванова и яркую, обаятельную актрису Елизавету Прилепскую. Долгим и непростым был путь становления парикмахерши Риты из полуграмотной и разбитной девчонки в образованную с хорошими манерами даму. Это сразу напомнило знаменитую комедию Шоу «Пигмалион». Но здесь суть преображения несколько глубже, а именно в том, что образование само по себе — далеко не все для человека, ведь очень способная ученица Рита, пробудившая было в скучающем профессоре живые человеческие чувства, по мере овладения новыми знаниями лишается этих живых чувств сама, рассуждая как циничный прагматик. И сжимается сердце от сочувствия к пожилому профессору: неужели за все такая награда? Кого же он создал? Но в финале режиссер все же оставляет нам каплю надежды, что все еще может измениться…

Это — живой театр

Спектакли для детей «Белоснежка и семь гномов» и «Волшебник Изумрудного города» прошли у маленьких зрителей тоже на «ура». На последнем спектакле пришлось даже вносить стулья, чтобы усадить всех желающих. Постановки сказок были изобретательными, зрелищными. И, помимо этого, не забывающими выходить на разговор с маленьким зрителем о добре и зле, об отваге и трусости, о любви и дружбе.

Этот театр умеет любить своего зрителя, остро чувствовать время, оставаясь живым и естественным. У театра сложился оригинальный репертуар, который отличает яркая форма и музыкальность спектаклей, эксперимент и высокий профессионализм труппы, строящийся на традициях и большой культуре. Все это сделало Санкт-Петербургский ТЮЗ имени А.А. Брянцева необычайно популярным у зрителей. С 2007 года его художественным руководителем является известный театральный режиссер, народный артист Латвийской ССР, президент Российского отделения Международной ассоциации театров для детей и юношества (АССИТЕЖ) Адольф Шапиро.

Радует, что вместе с многочисленными зрителями Иркутска, побывавшими на его спектаклях, удалось открыть для себя замечательный и молодой театр, познакомилась с его труппой. Когда смотришь их спектакли, ты видишь, что актеры душевно тратятся, их сердца бьются, их глаза полны огня, и они правдивы, то понимаешь, что это — живой театр. И у нас с ним живой человеческий контакт, и твой вечер с ними потрачен не зря, потому что узнаешь и приобретаешь для своей души что-то новое, и это новое становится для тебя событием.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Владимира Безродных.

http://baikvesti.ru/new/week__won_the_hearts_of

sac goyard pas cher sac goyard pas cher sac goyard pas cher sac goyard pas cher sac goyard pas cher sac goyard pas cher pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi golden goose soldes golden goose soldes golden goose soldes golden goose soldes golden goose soldes golden goose soldes golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet lunette de soleil ray ban ray ban pas cher lunette de soleil ray ban ray ban pas cher lunette de soleil ray ban ray ban pas cher ray ban outlet ray ban outlet ray ban outlet ray ban outlet ray ban outlet ray ban outlet pandora outlet pandora outlet 2018