23.10.2017 | Байкальские ВЕСТИ | Гастроли Санкт-Петербургского театра юных зрителей им. А. А. Брянцева

Неделя, покорившая сердца


Восьмого октября в нашем городе завершились пятидневные гастроли Санкт-Петербургского театра юных зрителей имени А.А. Брянцева, одного из старейших ТЮЗов страны, в этом году отметившего свое 95-летие. Следом за определением «старейших» спешу сказать — и лучших, и это совершенно без натяжки. Спектакли театра сказали все сами за себя, и лучшая реклама — отзывы зрителей, которые, побывав на первых спектаклях, тут же пошли смотреть все остальные спектакли, рассказав о них знакомым. И билеты были раскуплены сразу до конца гастролей. Жаль только, очень коротких.

Юбилею области — от театров-юбиляров

Петербургский ТЮЗ приехал в Иркутск в рамках федеральной программы «Большие гастроли» при поддержке Министерства культуры РФ, а также в рамках празднования 80-летия Иркутской области. Театр был основан в 1922 году и носит имя своего основателя, народного артиста СССР, режиссера, педагога Александра Брянцева. Он стремился претворить в жизнь идею о «театре особого назначения», который был бы интересен трем поколениям зрителей: детям, подросткам и молодежи. ТЮЗ и сегодня живет по этим художественным принципам, выработанным его легендарным основателем. Гастроли ТЮЗа из Санкт-Петербурга приурочены и к большому юбилею Иркутского ТЮЗа имени А.Вампилова, который 25 октября откроет свой 90-летний театральный сезон. Именно на этой сцене петербуржцы показали все гастрольные спектакли.

Перед спектаклем, закрывающим гастроли питерцев в Иркутске, на сцену для поздравления вышли заместитель министра культуры и архивов Иркутской области Руслан Дячук, заслуженный работник культуры РФ, директор и режиссер Иркутского ТЮЗа Виктор Токарев и заслуженный работник культуры, директор Санкт-Петербургского ТЮЗа имени А.А. Брянцева, профессор Светлана Лаврецова.

— Дорогие друзья, — обратился к собравшимся Руслан Дячук, — в рамках федеральной программы «Большие гастроли» завершаются выступления замечательного театра из Санкт-Петербурга. Спектакли театра очень понравились иркутской публике, вызвав большой резонанс. Они понравились как взрослому, так и маленькому зрителю. Очень приятно, что гастроли стали подарком к юбилею Иркутской области. Хочу выразить уверенность, что в следующем году нам удастся в рамках этой же федеральной программы сделать ответные гастроли нашего ТЮЗа имени А. Вампилова в Санкт-Петербурге.

С ответным словом к зрителям и гостям обратилась директор Петербургского ТЮЗа Светлана Лаврецова:

— У нас сегодня олимпийское настроение, как в 1980 году на закрытии Олимпиады. Нам грустно. Помните, как улетал олимпийский мишка, а зрители смотрели и плакали? У нас такое же настроение. Мы подружились с Иркутском, с вашими чудесными зрителями, и эта неделя, проведенная в вашем городе, запомнится нам надолго. Мы увидели ваши глаза, с каким вниманием, чуткостью, затаив дыхание, вы смотрели наши спектакли, как в финале кричали «браво» и аплодировали.

Мы очень много ездим и по стране, и за рубеж, но такой теплый прием, наверное, возможен только у вас, потому что у вас прекрасный зритель. Все вы полны не только байкальским здоровьем, но и духовным. За эту неделю я поняла, что сердце культурной столицы России именно у вас, в Иркутске. Потому что, как оказалось, вам нужен наш Чехов, Островский, вам нужен наш талант. И нас не ревновали к публике ваши актеры, «вампиловцы», а, наоборот, всячески помогали.

А как это прекрасно звучит — «вампиловцы». Я была просто тронута, когда на служебном входе к нашему приезду появилось приветствие в стихах и подпись: «ваши вампиловцы». И мы очень хотим, чтобы вы приехали к нам и привезли свои спектакли. Это будет обмен двух культурных столиц. Я очень рада, что мы познакомились с вашим прекрасным городом. Спасибо за вашу любовь, и ждем вас в Санкт-Петербурге.

В дар петербургскому театру директор Иркутского ТЮЗа Виктор Токарев преподнес портрет Александра Вампилова с пожеланием, чтобы в репертуаре театра в скором времени появилась одна из его пьес, вручил благодарственные письма, цветы, сибирские дары и большое панно с гербом Иркутска и озером Байкал. Кстати, Священное море покорило всех петербуржцев, когда они впервые его увидели, причем с двух точек: из Листвянки и с восточной стороны, в поселке Танхой.

В поисках новых смыслов

В афише ТЮЗа имени А.А. Брянцева классика занимает одно из лидирующих позиций. Немало, впрочем, и пьес современной драматургии, которые идут на Основной и Малой сценах. Каждый спектакль питерцев остался в памяти, запомнился очаровательными, интересными находками, глубиной, философскими подтекстами, недосказанностью, которая подталкивала на собственные размышления. И, по определению Станиславского, когда-то призывавшего все на сцене делать без нажима и потуг, а легко, весело, просто и высоко, именно в таком «заданном режиме» и работают артисты брянцевского ТЮЗа. Смотреть их спектакли было большим наслаждением! Ведь умение искать новые смыслы в старых классических текстах — это то, что отличает Петербургский ТЮЗ, является его особенностью, а современный зритель любит, когда в театре не поучают, но предлагают размышлять вместе, дают внутреннюю свободу.

Два спектакля — «Человек в футляре» по А. Чехову и «Бешеные деньги» по А. Островскому — представляли на гастролях отечественную классику.

Тщательнейшая разработка характеров, скрупулезное воссоздание жизни в ее мелочах и деталях (сейчас так уже мало кто ставит), наполненные смыслом и чувствами паузы, которых режиссер не боится… И вот эта на первый взгляд архаичная неспешность и вышедшая из моды подробность за несколько десятков минут делали зрителя своим пленником, и он уже дышал в унисон с актерами. Это о спектакле «Человек в футляре».

Режиссер Георгий Васильев, пренебрегая стереотипами, навязанными нам в школьные годы учебниками, где персонаж Беликова всегда выдавался за скучного, неприятного, закрытого в своей скорлупе типа, разбивает это узкое представление и предлагает иную версию. Васильев увидел в нем одинокую душу, которая, сторонясь окружающего хаоса и сохраняя индивидуальность, непохожесть на других, вынуждена отгораживаться, уходить в себя, закрываться все глубже. Спектакль вызвал не неприятие главного героя, а совсем иные чувства: сожаление, сострадание и даже симпатию.

А главное, что спектакль предлагает зрителю подумать, порассуждать, какой Беликов ему ближе, а не просто бездумно «проглатывать» то, что много лет нам навязывалось средней школой. Перед зрителем вставал образ маленького человека, его боль, любовь, его чувства. В этой роли мы увидели прекрасного исполнителя – народного артиста России Валерия Дьяченко, который работал сдержанно, тонко, будто сплетая ажурную вязь взаимоотношений. И в результате появлялась удивительная атмосфера, куда ты окунался с головой и жил вместе с героями. Рядом с Дьяченко работали великолепные партнеры: Елизавета Прилепская, Алексей Титков и Александр Иванов. Двое последних по ходу спектакля исполняли роли сразу нескольких персонажей, которые с самого начала задавали тон, вели действие, то есть «брали зрителя за руку и вели за собой». У них это получалось великолепно. Их роли состояли из блистательных миниатюр, наполнявших атмосферу повествования. «Человек в футляре» — замечательная командная работа, где каждый на своем месте.

Созвездие талантов

Превосходно, нигде не выходя за рамки стиля, актеры разыграли комедию А. Островского «Бешеные деньги». От классики в ней сохранилось все! Нет только древней пыли, вызывающей сонливость в зале. Спектакль создан режиссером Александром Кузиным удивительно просто, и в этой простоте его достоинство. Режиссеру удалось высказаться о нашем времени, показать нынешний день, избежав вульгарного осовременивания и сохранив аромат классической пьесы. Вместо технологических трюков — живые люди, точно простроенные образы, обозначенные внутренние связи, прочерченные в развитии. За каждым из персонажей видна судьба, умение звучать в ансамбле как единый живой организм, где актеры создают галерею запоминающихся характеров и где виден артистизм и мастерство каждого в отдельности.

Здесь, без преувеличения, блистала «тяжелая артиллерия»: мастера старшего поколения театра — народный артист России Александр Иванов, заслуженные артисты России Татьяна Ткач, Сергей Шелгунов, Сергей Надпорожский, талантливые артисты среднего и молодого поколения Алексей Титков, Андрей Слепухин и очаровательная Анна Дюкова, которым после каждого спектакля зрители устраивали долгие овации.

На серьезный и откровенный разговор вызывал спектакль «Воспитание Риты», поставленный Анной Потаповой по современному английскому драматургу Уилли Расселу. В блистательном дуэте зрители увидели великолепного мастера, народного артиста России Александра Иванова и яркую, обаятельную актрису Елизавету Прилепскую. Долгим и непростым был путь становления парикмахерши Риты из полуграмотной и разбитной девчонки в образованную с хорошими манерами даму. Это сразу напомнило знаменитую комедию Шоу «Пигмалион». Но здесь суть преображения несколько глубже, а именно в том, что образование само по себе — далеко не все для человека, ведь очень способная ученица Рита, пробудившая было в скучающем профессоре живые человеческие чувства, по мере овладения новыми знаниями лишается этих живых чувств сама, рассуждая как циничный прагматик. И сжимается сердце от сочувствия к пожилому профессору: неужели за все такая награда? Кого же он создал? Но в финале режиссер все же оставляет нам каплю надежды, что все еще может измениться…

Это — живой театр

Спектакли для детей «Белоснежка и семь гномов» и «Волшебник Изумрудного города» прошли у маленьких зрителей тоже на «ура». На последнем спектакле пришлось даже вносить стулья, чтобы усадить всех желающих. Постановки сказок были изобретательными, зрелищными. И, помимо этого, не забывающими выходить на разговор с маленьким зрителем о добре и зле, об отваге и трусости, о любви и дружбе.

Этот театр умеет любить своего зрителя, остро чувствовать время, оставаясь живым и естественным. У театра сложился оригинальный репертуар, который отличает яркая форма и музыкальность спектаклей, эксперимент и высокий профессионализм труппы, строящийся на традициях и большой культуре. Все это сделало Санкт-Петербургский ТЮЗ имени А.А. Брянцева необычайно популярным у зрителей. С 2007 года его художественным руководителем является известный театральный режиссер, народный артист Латвийской ССР, президент Российского отделения Международной ассоциации театров для детей и юношества (АССИТЕЖ) Адольф Шапиро.

Радует, что вместе с многочисленными зрителями Иркутска, побывавшими на его спектаклях, удалось открыть для себя замечательный и молодой театр, познакомилась с его труппой. Когда смотришь их спектакли, ты видишь, что актеры душевно тратятся, их сердца бьются, их глаза полны огня, и они правдивы, то понимаешь, что это — живой театр. И у нас с ним живой человеческий контакт, и твой вечер с ними потрачен не зря, потому что узнаешь и приобретаешь для своей души что-то новое, и это новое становится для тебя событием.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Владимира Безродных.

http://baikvesti.ru/new/week__won_the_hearts_of