Театр особого назначения | 25.07.2016 | Байкальские вести

Директор Иркутского ТЮЗа имени А. Вампилова, заслуженный работник культуры РФ Виктор Токарев о минувшем и будущем

— Виктор Степанович, расскажите, пожалуйста, каким был прошедший театральный сезон для театра, что интересного он принес, какие перемены произошли, что нового удалось воплотить и сделать.

— 88-й театральный сезон начался большой, серьезной, ответственной работой, к которой мы долго шли, готовились. Она сделана в рамках государственного задания, поскольку финансирование было и за счет области, и из федерального бюджета. Это постановка по пьесе Валерия Хайрюзова «Иннокентий», в которой занята вся труппа ТЮЗа и артисты Театра пилигримов.

Не так давно к нам приезжала Наталья Николаевна Полукарова — эксперт и директор фестиваля «Золотой витязь», который проходит ежегодно в Москве. Она отсмотрела некоторые спектакли, в том числе «Иннокентий», и на обсуждении с труппой сказала: «Это делает честь театру, что он берется за такие сложнейшие темы, иной раз, может, и неподъемные, но в данном случае театру удалось рассказать историю о великом человеке, о подвижнике достаточно убедительно, затрагивая какие-то очень тонкие моменты».

Это история о кратком периоде очередного пребывания святителя Иннокентия Вениаминова в Иркутске. На сцене появляются достаточно известные исторические персонажи: губернатор Муравьев-Амурский, морской офицер Невельской, купец Катышевцев и другие. Общественность города эту работу приняла. Конечно, современному актеру играть исторический персонаж, тем более причисленный к лику святых, невероятно трудно, ответственно, но Вячеслав Степанов, исполнитель главной роли, подошел к работе очень серьезно, и не просто как актер, а как личность, как человек.

В нашем театре возник новый проект «Для самых маленьких» в литературном клубе «Элегия». Его предложил главный режиссер Андрей Сидельников. Поставлен спектакль «Ежик и Медвежонок» по рассказам Сергея Козлова. Спектакль пользуется большой популярностью. Мамы приводят малышей, они очень внимательно смотрят, что происходит на площадке, эмоционально подключаются. Мы даже приобрели специальные кресла-мешки, в которых им удобно и комфортно сидеть, утонуть, валяться, они приобретают какую угодно форму. Царит доверительная, теплая обстановка, напоминающая домашний театр. Некоторые зрители посмотрели его уже по нескольку раз.

Новогодняя кампания традиционно проходит у нас на хорошем уровне, билеты раскупаются заранее. В этом году была пьеса, приближенная к сегодняшнему дню, — цирковая история «В поисках волшебства». Она для детей постарше, но ее смотрели с удовольствием все — и взрослые и маленькие. Актеры в этом спектакле смогли показать свои способности по умению жонглировать предметами, делать гимнастические трюки, садиться на шпагат, показывать фокусы.

Следующая наша работа стала продолжением проекта Режиссерская лаборатория «Открытые двери». В прошлом году она была мощно начата при поддержке и финансовом участии Министерства культуры РФ, а также при поддержке Союза театральных деятелей и московского театра РАМТ. Тогда к нам приезжали пять молодых режиссеров, которые поставили с нашими актерами режиссерские эскизы пьес с целью впоследствии сделать полноценный спектакль. Эти эскизы отсмотрели московские критики и эксперты, которые высказали свои соображения, дали оценку и профессионально разобрали.

Но продолжения в плане постановки эти эскизы не получили, так как Министерство культуры РФ из-за отсутствия финансирования не смогло далее поддерживать этот проект. Но мы решили не останавливаться и сами продолжили его. Придумали такой ход, когда наши актеры, имея в своем творческом багаже много интересных, но пока не осуществленных идей, сами на время превратились в режиссеров. Назвали проект АКТЕР-РЕЖИССЕР. КВЕСТ, то есть поиск режиссерских, актерских, вообще творческих возможностей внутри театра.

Было показано шесть отрывков из разных пьес, и вот на сегодня уже состоялись две премьеры. Одна из них — спектакль белорусского драматурга Андрея Иванова «Это всё она?..», режиссером которого выступила актриса театра Анжела Маркелова. Это пьеса о взаимоотношениях матери и сына, достаточно драматичных, непростых. Спектакль очень хорошо принимается публикой, а на допремьерном показе он даже вызвал импровизированный, спонтанный диалог, когда педагоги, присутствовавшие на спектакле, не в силах удержать эмоций, говорили о том, что пьеса интересная, актуальная и очень хорошо, что театр взял ее в репертуар, так как она поднимает темы взаимоотношений детей и родителей.

Результатом и итогом Лаборатории стал еще один спектакль, который по форме стоит особняком от наших драматических постановок. Это пластический спектакль известного иркутского хореографа Владимира Лопаева «Книга». Он о значении книг в нашей жизни, о том, что сегодня их вытесняют компьютерные версии, но шорох страниц, когда ты их перелистывал в детстве, рассматривал иллюстрации, когда помнится даже запах книги, не заменить ничем, и эту историю о любви к книге артисты театра рассказывают языком современного танца.

Плодотворно и успешно сложились наши отношения с режиссером Александром Гречманом. Этого режиссера всегда отличает глубокое погружение в материал, в авторский замысел. Его очередная премьера в ТЮЗе, состоявшаяся в марте, — спектакль «Портрет» по повести Николая Гоголя. Спектакль очень актуален и точно попадает в сегодняшний день. Можно сказать и о ряде очень хороших актерских работ в нем — в частности, роли заслуженных артистов РФ Николая Кабакова и Галины Проценко были отмечены на внутритеатральном актерском конкурсе как лучшие в сезоне.

Следующая работа — это возобновление спектакля «Собаки» по повести Константина Сергиенко. Режиссер — артист нашего театра Дмитрий Иванов. Это не первый его спектакль, Дмитрий пробует себя в режиссуре, и это получается у него неплохо. Например, пользуется популярностью у детей его «Теремок». Спектакль «Собаки» в прежнем варианте был поставлен им для студийцев «Александрии», которой он руководит уже несколько лет.

Спектакль вызвал положительный резонанс у зрителей, на него просто было не достать билетов, но так как студию посещали в основном, студенты, то, окончив свои институты, они разъехались, и решено было этот спектакль восстановить уже с профессиональными актерами ТЮЗа.

История весьма трогательная, полная и драматизма, и юмора, и поэзии отношений. Спектакль смотрится юными и взрослыми на одном дыхании и с большим интересом.

К Международному дню защиты детей состоялась премьера сказки «Лиса-плутовка» по мотивам русских народных сказок. Что за персонаж Лиса? Почему она плутовка и какое отношение имеет к сегодняшнему дню?

В современном мире под образом подобной Лисы может маскироваться весьма и весьма деловая, успешная, перспективная дама. Но какими способами и средствами она достигает своей приятной, комфортной жизни и успеха? Как она ее устраивает? Как без особых усилий, легко может обвести вокруг пальца самых бдительных и умных людей?

Одновременно это и поучительная история, рассказанная как предостережение, потому что сегодня мы знаем огромное количество обманов, на которые покупаются доверчивые люди, становясь жертвой интриг и проделок вот таких «умелых» рыжих Лис.

Мы приступили и еще к одной работе. Это пьеса «В Контакте», которую написал Олег Малышев и которую сам будет ставить. Она на двух актеров — девушку и молодого человека, которые знакомятся в виртуальном мире, потом приходит чувство любви, и неожиданный финал, казалось бы предвещавший трагедию, разрешается трогательно, красиво и дает зрителям надежду.

И завершился наш театральный сезон по предложению главного режиссера Андрея Сидельникова проектом «Ночь в театре». Сейчас это модно, актуально. В этот вечер мы пригласили зрителей, чуть более двухсот человек, которые после разных придуманных актерами игровых интерактивных развлекательных моментов разошлись по трем сценическим площадкам: на Малую сцену, в литературный клуб «Элегия» и на «Сцену для всех». В эту ночь зрители побывали на мастер-классах по гриму, поучаствовали в фотосессии с любимыми актерами, прогулялись по театральному музею, посетили квест-комнату и даже прокатились по двору театра с клоуном на импровизированном веломобиле из спектакля «В поисках волшебства». Было весело и интересно всем. А в финале состоялся общий просмотр для всех зрителей премьеры пластического спектакля «Книга». Им и завершилась наша «Ночь в театре». Эксперимент оказался удачным, ярким и удивил всех зрителей, и мы были в нем первыми из всех иркутских театров.

Если взглянуть на события и премьеры уходящего сезона, то видно, что он был продуктивным и насыщенным, но останавливаться нельзя, да мы и не намерены. У нас много планов на будущее, вместе с тем и очень много вопросов, которые нужно решать, и как можно скорее. Меня радует, что в последнее время руководство страны и сам президент Владимир Путин уделяют все большее внимание детским театрам и признают, что ТЮЗы выполняют особую миссию.

— Уже ощутили какие-то перемены в последнее время?

— Наверное, такие перемены не могут произойти быстро. Но сам факт, что президент на выездном псковском совещании заострил внимание на этом вопросе, по сути сказав о возрождении детского театра. Он четко и недвусмысленно дал понять всем, от министра культуры РФ до режиссера обычного провинциального театра, что «государство должно заботиться о детских театрах и что, если бы у нас делалось это должным образом, может быть, и трагедий в молодежной среде было бы меньше», а также, что «вклад деятелей культуры в воспитание подрастающего поколения будем по достоинству оценивать и в самое ближайшее время внесем определенные предложения». Путин призвал губернаторов идти навстречу энтузиастам, приобщающим детей к театру. Это, конечно, нас обнадеживает.

Вы помните, что был период, когда ТЮЗы активно переименовывались и становились молодежными, открещиваясь от детской аудитории. Некоторые театральные деятели громогласно заявляли о том, что ТЮЗы — это вообще искусственное изобретение советского периода и что существует просто театр, а детский он или взрослый, тут делить не надо. У меня сразу возникают вопросы: «А детская литература существует? А музыка для детей? Великие классики писали, конкретно адресуя детям то или иное свое произведение. Почему не имеет права существовать детский театр?» И это не искусственное изобретение советского периода, а гениальное изобретение.

Помню, как в 1984 году мы были на фестивале АССИТЕЖ в Москве и играли спектакль «Гори, гори, моя звезда». Там было огромное количество иностранных гостей, которые после просмотров говорили, что мы счастливые люди, потому что у нас есть такие театры. По сути, мы — единственная страна, имеющая детский стационарный театр. Мы должны гордиться этим достижением! Не так давно петербургский ТЮЗ имени А.А. Брянцева, первый в России, отметил 90-летие, но и наш театр наряду с первыми детскими театрами входит в пятерку старейших. Нам через два года тоже 90! Это не просто гордость, это большой, колоссальный опыт работы именно с младшей, средней, подростковой, юношеской аудиторией! Какой взрослый театр имеет такой опыт!?

Наш театр за последние 13 лет посетили только два губернатора. Это Борис Александрович Говорин в 2003 году, когда посмотрел спектакль «Прощание с Матёрой» по Валентину Распутину, и уже через месяц мы были на фестивале «Золотой витязь» в Москве, где, кстати, получили серебряный диплом и овации публики за очень хорошую работу. И вот осенью прошлого года к нам проявил интерес губернатор Сергей Георгиевич Левченко. Он приехал и посмотрел спектакль «Иннокентий».

Естественно, у коллектива есть определенные надежды, что областное руководство обратит внимание на наш театр. У нас кровоточащая рана, просто крик души — наше основное здание театра на ул. Ленина, 13. Когда-то федеральная власть присвоила его себе, прошли годы судебных тяжб, и в конце концов область сумела вернуть здание. Требуется его реконструкция, оно в аварийном состоянии, но теперь новая беда: ходят слухи, что здание готовят к продаже. И мы в большой тревоге: что же будет с ТЮЗом. Сейчас мы находимся в здании на Ленина, 23, куда переехали временно, и вот уже «временно» работаем здесь 16-й год! И латаем дыры в нем ежегодно, потому что оно тоже ветхое, тоже памятник архитектуры и давно требует капитального ремонта.

Много лет не решается вопрос с театральным автобусом, он настолько старый, что иной раз боишься, довезет он артистов до места или нет. Недавно ехали с выездного спектакля из Усолья, автобус сломался, и пришлось два часа на жаре ждать, пока водитель его ремонтировал. В театре нет профессиональной охраны, сидят сторожа, а ведь это детский театр! Не хватает камер видеонаблюдения, не работают мониторы. Мы все время просим поддержки, а нам говорят: делайте за свой счет.

Несмотря ни на что, мы продолжаем заниматься своим делом: ставим спектакли для детей, подростков и молодежи, придумываем, изобретаем новые акции и проекты. У нас есть проекты, связанные с творчеством Валентина Распутина. Одним из результатов подобного проекта явилась постановка спектакля «Век живи — век люби», который был поддержан Министерством культуры РФ. Не прерываются и контакты с зарубежными коллегами, режиссерами из Италии, Монголии, Белоруссии. Мы делали и будем делать все возможное, чтобы зрители шли к нам с удовольствием, но только при серьезной государственной поддержке возможна полноценная деятельность и развитие театра.

Записала Лора Тирон, «Байкальские вести».