Театр особого назначения | 25.07.2016 | Байкальские вести

Директор Иркутского ТЮЗа имени А. Вампилова, заслуженный работник культуры РФ Виктор Токарев о минувшем и будущем

— Виктор Степанович, расскажите, пожалуйста, каким был прошедший театральный сезон для театра, что интересного он принес, какие перемены произошли, что нового удалось воплотить и сделать.

— 88-й театральный сезон начался большой, серьезной, ответственной работой, к которой мы долго шли, готовились. Она сделана в рамках государственного задания, поскольку финансирование было и за счет области, и из федерального бюджета. Это постановка по пьесе Валерия Хайрюзова «Иннокентий», в которой занята вся труппа ТЮЗа и артисты Театра пилигримов.

Не так давно к нам приезжала Наталья Николаевна Полукарова — эксперт и директор фестиваля «Золотой витязь», который проходит ежегодно в Москве. Она отсмотрела некоторые спектакли, в том числе «Иннокентий», и на обсуждении с труппой сказала: «Это делает честь театру, что он берется за такие сложнейшие темы, иной раз, может, и неподъемные, но в данном случае театру удалось рассказать историю о великом человеке, о подвижнике достаточно убедительно, затрагивая какие-то очень тонкие моменты».

Это история о кратком периоде очередного пребывания святителя Иннокентия Вениаминова в Иркутске. На сцене появляются достаточно известные исторические персонажи: губернатор Муравьев-Амурский, морской офицер Невельской, купец Катышевцев и другие. Общественность города эту работу приняла. Конечно, современному актеру играть исторический персонаж, тем более причисленный к лику святых, невероятно трудно, ответственно, но Вячеслав Степанов, исполнитель главной роли, подошел к работе очень серьезно, и не просто как актер, а как личность, как человек.

В нашем театре возник новый проект «Для самых маленьких» в литературном клубе «Элегия». Его предложил главный режиссер Андрей Сидельников. Поставлен спектакль «Ежик и Медвежонок» по рассказам Сергея Козлова. Спектакль пользуется большой популярностью. Мамы приводят малышей, они очень внимательно смотрят, что происходит на площадке, эмоционально подключаются. Мы даже приобрели специальные кресла-мешки, в которых им удобно и комфортно сидеть, утонуть, валяться, они приобретают какую угодно форму. Царит доверительная, теплая обстановка, напоминающая домашний театр. Некоторые зрители посмотрели его уже по нескольку раз.

Новогодняя кампания традиционно проходит у нас на хорошем уровне, билеты раскупаются заранее. В этом году была пьеса, приближенная к сегодняшнему дню, — цирковая история «В поисках волшебства». Она для детей постарше, но ее смотрели с удовольствием все — и взрослые и маленькие. Актеры в этом спектакле смогли показать свои способности по умению жонглировать предметами, делать гимнастические трюки, садиться на шпагат, показывать фокусы.

Следующая наша работа стала продолжением проекта Режиссерская лаборатория «Открытые двери». В прошлом году она была мощно начата при поддержке и финансовом участии Министерства культуры РФ, а также при поддержке Союза театральных деятелей и московского театра РАМТ. Тогда к нам приезжали пять молодых режиссеров, которые поставили с нашими актерами режиссерские эскизы пьес с целью впоследствии сделать полноценный спектакль. Эти эскизы отсмотрели московские критики и эксперты, которые высказали свои соображения, дали оценку и профессионально разобрали.

Но продолжения в плане постановки эти эскизы не получили, так как Министерство культуры РФ из-за отсутствия финансирования не смогло далее поддерживать этот проект. Но мы решили не останавливаться и сами продолжили его. Придумали такой ход, когда наши актеры, имея в своем творческом багаже много интересных, но пока не осуществленных идей, сами на время превратились в режиссеров. Назвали проект АКТЕР-РЕЖИССЕР. КВЕСТ, то есть поиск режиссерских, актерских, вообще творческих возможностей внутри театра.

Было показано шесть отрывков из разных пьес, и вот на сегодня уже состоялись две премьеры. Одна из них — спектакль белорусского драматурга Андрея Иванова «Это всё она?..», режиссером которого выступила актриса театра Анжела Маркелова. Это пьеса о взаимоотношениях матери и сына, достаточно драматичных, непростых. Спектакль очень хорошо принимается публикой, а на допремьерном показе он даже вызвал импровизированный, спонтанный диалог, когда педагоги, присутствовавшие на спектакле, не в силах удержать эмоций, говорили о том, что пьеса интересная, актуальная и очень хорошо, что театр взял ее в репертуар, так как она поднимает темы взаимоотношений детей и родителей.

Результатом и итогом Лаборатории стал еще один спектакль, который по форме стоит особняком от наших драматических постановок. Это пластический спектакль известного иркутского хореографа Владимира Лопаева «Книга». Он о значении книг в нашей жизни, о том, что сегодня их вытесняют компьютерные версии, но шорох страниц, когда ты их перелистывал в детстве, рассматривал иллюстрации, когда помнится даже запах книги, не заменить ничем, и эту историю о любви к книге артисты театра рассказывают языком современного танца.

Плодотворно и успешно сложились наши отношения с режиссером Александром Гречманом. Этого режиссера всегда отличает глубокое погружение в материал, в авторский замысел. Его очередная премьера в ТЮЗе, состоявшаяся в марте, — спектакль «Портрет» по повести Николая Гоголя. Спектакль очень актуален и точно попадает в сегодняшний день. Можно сказать и о ряде очень хороших актерских работ в нем — в частности, роли заслуженных артистов РФ Николая Кабакова и Галины Проценко были отмечены на внутритеатральном актерском конкурсе как лучшие в сезоне.

Следующая работа — это возобновление спектакля «Собаки» по повести Константина Сергиенко. Режиссер — артист нашего театра Дмитрий Иванов. Это не первый его спектакль, Дмитрий пробует себя в режиссуре, и это получается у него неплохо. Например, пользуется популярностью у детей его «Теремок». Спектакль «Собаки» в прежнем варианте был поставлен им для студийцев «Александрии», которой он руководит уже несколько лет.

Спектакль вызвал положительный резонанс у зрителей, на него просто было не достать билетов, но так как студию посещали в основном, студенты, то, окончив свои институты, они разъехались, и решено было этот спектакль восстановить уже с профессиональными актерами ТЮЗа.

История весьма трогательная, полная и драматизма, и юмора, и поэзии отношений. Спектакль смотрится юными и взрослыми на одном дыхании и с большим интересом.

К Международному дню защиты детей состоялась премьера сказки «Лиса-плутовка» по мотивам русских народных сказок. Что за персонаж Лиса? Почему она плутовка и какое отношение имеет к сегодняшнему дню?

В современном мире под образом подобной Лисы может маскироваться весьма и весьма деловая, успешная, перспективная дама. Но какими способами и средствами она достигает своей приятной, комфортной жизни и успеха? Как она ее устраивает? Как без особых усилий, легко может обвести вокруг пальца самых бдительных и умных людей?

Одновременно это и поучительная история, рассказанная как предостережение, потому что сегодня мы знаем огромное количество обманов, на которые покупаются доверчивые люди, становясь жертвой интриг и проделок вот таких «умелых» рыжих Лис.

Мы приступили и еще к одной работе. Это пьеса «В Контакте», которую написал Олег Малышев и которую сам будет ставить. Она на двух актеров — девушку и молодого человека, которые знакомятся в виртуальном мире, потом приходит чувство любви, и неожиданный финал, казалось бы предвещавший трагедию, разрешается трогательно, красиво и дает зрителям надежду.

И завершился наш театральный сезон по предложению главного режиссера Андрея Сидельникова проектом «Ночь в театре». Сейчас это модно, актуально. В этот вечер мы пригласили зрителей, чуть более двухсот человек, которые после разных придуманных актерами игровых интерактивных развлекательных моментов разошлись по трем сценическим площадкам: на Малую сцену, в литературный клуб «Элегия» и на «Сцену для всех». В эту ночь зрители побывали на мастер-классах по гриму, поучаствовали в фотосессии с любимыми актерами, прогулялись по театральному музею, посетили квест-комнату и даже прокатились по двору театра с клоуном на импровизированном веломобиле из спектакля «В поисках волшебства». Было весело и интересно всем. А в финале состоялся общий просмотр для всех зрителей премьеры пластического спектакля «Книга». Им и завершилась наша «Ночь в театре». Эксперимент оказался удачным, ярким и удивил всех зрителей, и мы были в нем первыми из всех иркутских театров.

Если взглянуть на события и премьеры уходящего сезона, то видно, что он был продуктивным и насыщенным, но останавливаться нельзя, да мы и не намерены. У нас много планов на будущее, вместе с тем и очень много вопросов, которые нужно решать, и как можно скорее. Меня радует, что в последнее время руководство страны и сам президент Владимир Путин уделяют все большее внимание детским театрам и признают, что ТЮЗы выполняют особую миссию.

— Уже ощутили какие-то перемены в последнее время?

— Наверное, такие перемены не могут произойти быстро. Но сам факт, что президент на выездном псковском совещании заострил внимание на этом вопросе, по сути сказав о возрождении детского театра. Он четко и недвусмысленно дал понять всем, от министра культуры РФ до режиссера обычного провинциального театра, что «государство должно заботиться о детских театрах и что, если бы у нас делалось это должным образом, может быть, и трагедий в молодежной среде было бы меньше», а также, что «вклад деятелей культуры в воспитание подрастающего поколения будем по достоинству оценивать и в самое ближайшее время внесем определенные предложения». Путин призвал губернаторов идти навстречу энтузиастам, приобщающим детей к театру. Это, конечно, нас обнадеживает.

Вы помните, что был период, когда ТЮЗы активно переименовывались и становились молодежными, открещиваясь от детской аудитории. Некоторые театральные деятели громогласно заявляли о том, что ТЮЗы — это вообще искусственное изобретение советского периода и что существует просто театр, а детский он или взрослый, тут делить не надо. У меня сразу возникают вопросы: «А детская литература существует? А музыка для детей? Великие классики писали, конкретно адресуя детям то или иное свое произведение. Почему не имеет права существовать детский театр?» И это не искусственное изобретение советского периода, а гениальное изобретение.

Помню, как в 1984 году мы были на фестивале АССИТЕЖ в Москве и играли спектакль «Гори, гори, моя звезда». Там было огромное количество иностранных гостей, которые после просмотров говорили, что мы счастливые люди, потому что у нас есть такие театры. По сути, мы — единственная страна, имеющая детский стационарный театр. Мы должны гордиться этим достижением! Не так давно петербургский ТЮЗ имени А.А. Брянцева, первый в России, отметил 90-летие, но и наш театр наряду с первыми детскими театрами входит в пятерку старейших. Нам через два года тоже 90! Это не просто гордость, это большой, колоссальный опыт работы именно с младшей, средней, подростковой, юношеской аудиторией! Какой взрослый театр имеет такой опыт!?

Наш театр за последние 13 лет посетили только два губернатора. Это Борис Александрович Говорин в 2003 году, когда посмотрел спектакль «Прощание с Матёрой» по Валентину Распутину, и уже через месяц мы были на фестивале «Золотой витязь» в Москве, где, кстати, получили серебряный диплом и овации публики за очень хорошую работу. И вот осенью прошлого года к нам проявил интерес губернатор Сергей Георгиевич Левченко. Он приехал и посмотрел спектакль «Иннокентий».

Естественно, у коллектива есть определенные надежды, что областное руководство обратит внимание на наш театр. У нас кровоточащая рана, просто крик души — наше основное здание театра на ул. Ленина, 13. Когда-то федеральная власть присвоила его себе, прошли годы судебных тяжб, и в конце концов область сумела вернуть здание. Требуется его реконструкция, оно в аварийном состоянии, но теперь новая беда: ходят слухи, что здание готовят к продаже. И мы в большой тревоге: что же будет с ТЮЗом. Сейчас мы находимся в здании на Ленина, 23, куда переехали временно, и вот уже «временно» работаем здесь 16-й год! И латаем дыры в нем ежегодно, потому что оно тоже ветхое, тоже памятник архитектуры и давно требует капитального ремонта.

Много лет не решается вопрос с театральным автобусом, он настолько старый, что иной раз боишься, довезет он артистов до места или нет. Недавно ехали с выездного спектакля из Усолья, автобус сломался, и пришлось два часа на жаре ждать, пока водитель его ремонтировал. В театре нет профессиональной охраны, сидят сторожа, а ведь это детский театр! Не хватает камер видеонаблюдения, не работают мониторы. Мы все время просим поддержки, а нам говорят: делайте за свой счет.

Несмотря ни на что, мы продолжаем заниматься своим делом: ставим спектакли для детей, подростков и молодежи, придумываем, изобретаем новые акции и проекты. У нас есть проекты, связанные с творчеством Валентина Распутина. Одним из результатов подобного проекта явилась постановка спектакля «Век живи — век люби», который был поддержан Министерством культуры РФ. Не прерываются и контакты с зарубежными коллегами, режиссерами из Италии, Монголии, Белоруссии. Мы делали и будем делать все возможное, чтобы зрители шли к нам с удовольствием, но только при серьезной государственной поддержке возможна полноценная деятельность и развитие театра.

Записала Лора Тирон, «Байкальские вести».

sac goyard pas cher sac goyard pas cher sac goyard pas cher sac goyard pas cher sac goyard pas cher sac goyard pas cher pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi golden goose soldes golden goose soldes golden goose soldes golden goose soldes golden goose soldes golden goose soldes golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet lunette de soleil ray ban ray ban pas cher lunette de soleil ray ban ray ban pas cher lunette de soleil ray ban ray ban pas cher ray ban outlet ray ban outlet ray ban outlet ray ban outlet ray ban outlet ray ban outlet pandora outlet pandora outlet 2018