Байкальские ВЕСТИ | 7.11.2017 | О любви, о душе, о планах на будущее

О любви, о душе, о планах на будущее

Интервью с директором театра засл.работником культуры РФ Токаревым Виктором Степановичем
25 октября Иркутский театр юного зрителя открыл премьерным спектаклем «Сарафановы» («Старший сын») юбилейный 90-й театральный сезон, совпавший в этом году с 80-летием Александра Вампилова, чье имя носит ТЮЗ, и с 80-летием Иркутской области, в рамках празднования которого осенью у «вампиловцев» состоялось немало запоминающихся мероприятий.

— Для нашего театра постановка «Старшего сына» А. Вампилова стала уже четвертой. А сам я поставил эту пьесу в третий раз и все больше и больше продолжаю влюбляться в этот драматургический материал, — сказал в интервью нашей газете директор иркутского ТЮЗа, режиссер спектакля, заслуженный работник культуры РФ Виктор Токарев. — Вампилов написал не много пьес, все они гениальные, но эта пьеса исключительная. Почему? Потому что по сюжету она невероятная, можно даже сказать, сказочная. Судите сами: чужого человека принять за своего родного сына и так его полюбить за одни сутки, что даже родные дети отошли для него немного на второй план. Это уже невероятно.

Почему спектакль назвали «Сарафановы», ведь нет такого названия у Вампилова? Есть названия «Предместье», «Нравоучения с гитарой», есть «Свидания в Предместье», «Старший сын»… Все это названия одной пьесы в разных вариантах. А еще в записных книжках Вампилова есть вариант назвать пьесу «Мир в доме Сарафановых». В моем представлении Сарафановы — это такой тип людей, который просто исчезает как вид в сегодняшнем мире потому, что так жить открыто, так уметь любить бескорыстно и беззаветно, могут не многие, — уверен Виктор Токарев. — Сарафанов влюблен в музыку, он обожает своих детей, готов для них сделать что-то невероятное, и он любит людей, любит всех вокруг. И это чисто христианское, православное начало в нем. В пьесе Вампилова он сочиняет ораторию под названием «Все люди — братья». Если спросить сегодня, так ли мы чувствуем себя по отношению к другим людям, то, скорее, наоборот. Мы опасаемся людей, остерегаемся, не доверяем, закрываемся, выстраиваем бетонные стенки, чтобы нас не обидели, не унизили, не оскорбили, не обокрали. Мир жесток, и мы это знаем. Но Вампилов писал свои пьесы еще в советское время, когда была другая страна, другая ситуация, другие отношения между людьми. Но и тогда он уже бил тревогу и говорил, что человеку необходимо доверие, общение, умение услышать и разглядеть душу другого человека.

Например, ночная сцена откровения, когда Сарафанов и Бусыгин остаются вдвоем. Почему слова Андрея Григорьевича проникают в душу Бусыгина, почему он здесь задержался и что-то родственное почувствовал? Ведь не случайно за этой сценой опять идет гениальный эпизод, когда Сарафанов вручает Бусыгину семейную реликвию — серебряную табакерку. Это все знаковые моменты, которые закрепляют единение их душ.

Сначала Бусыгин сопротивляется, пытается убежать, но, попав сюда, он меняется, он возвращается к себе изначальному. Он перерождается под воздействием образа мыслей этого необычайного человека, который вот так просто открывает тебе свое сердце, отдает свою любовь, ничего не прося взамен. Поэтому пьеса вечная, и я думаю, что пройдут годы, а театры все время будут возвращаться к произведениям Александра Вампилова и особенно к «Старшему сыну». С такой драматургией работать —счастье и наслаждение.

Конечно, театру, носящему имя Вампилова, необходимо в своем репертуаре иметь спектакли по его пьесам. У нас, как я уже сказал, «Старший сын» идет в четвертый раз, три раза ставилось «Прощание в июне», а «Утиная охота» вообще была первой постановкой в Советском Союзе, которую осуществил наш народный артист России Вениамин Филимонов, ныне покойный. Она была им сделана в концертном варианте, как самостоятельная работа наших артистов, и была сыграна на иркутском телевидении, в госуниверситете и т. д. Другие пьесы тоже шли: «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске». То есть все пьесы Вампилова были у нас в разные годы поставлены.

— Виктор Степанович, а в чем особенности ваших постановок, чем, например, этот, третий по счету, вариант отличается от предыдущего?

— Для меня важно было во всех трех моих вариантах «Старшего сына» показать, что Сарафанов, несмотря на все удары судьбы, сложности, остался творцом, музыкантом. Он мир воспринимает не как простой и обычный человек, а как художник. Это особый взгляд на все окружающее. Его идеальное состояние — постижение мира через музыку, через звуки. Это, знаете, как у Моцарта. Когда его спросили про готовность оперы «Женитьба Фигаро», он ответил: «Опера готова, можете доложить императору». — «Как? Вы же еще не начинали?» — «Она уже у меня в голове, осталось только нацарапать». Так же и в голове Сарафанова. Там много хороших произведений уже сочинено. И отношения между персонажами у Вампилова тоже выстраиваются именно через видение мира Сарафановым.

Когда-то векторы постановки были заявлены так, что вперед выходил Бусыгин, это и сейчас не отрицается, но в моем спектакле все же Сарафанов — главный. Потому что через него меняется Бусыгин, он становится другим человеком и в финале признается, что рад, что попал сюда, в этот дом. Сарафанов написал ораторию своим сердцем, своей судьбой. И наш спектакль называется «Сарафановы» именно по этому прочтению.

«Сарафановы» — спектакль о душе, о любви, о чувствах, о человеческих слабостях и привязанностях, о том, что делает нас людьми, о подлинном родстве душ. Человек слаб и нуждается в опоре. В нашем спектакле этой опорой является семья. Именно об этом мы хотим говорить сегодня с нашими зрителями.

Что касается музыки, то мы давно сотрудничаем с Владимиром Соколовым, и всегда то, что он пишет к спектаклям, — оригинальная музыка, всегда образная, яркая, новая. В этом спектакле он тоже написал для нас великолепную музыку, которая органично вписалась в контекст, проникла в ткань спектакля, наполнив ее необходимыми эмоциями и атмосферой. Сценографию спектакля делал главный художник музыкального театра имени Н.М. Загурского Андрей Штепин, костюмы — художник того же театра Наталия Убрятова. Работаем мы с ними уже не первый спектакль и всегда находим общий язык и единую концепцию.

В спектакле заняты наши ведущие артисты. Главную роль играет заслуженный артист России Николай Кабаков, Бусыгина — Павел Савин, Сильву — Евгений Старухин, Нину — Анастасия Чеснакова, Макарскую — Дарья Горбунова и Анжела Маркелова, в спектакле заняты и другие замечательные артисты. Роль Васеньки органично и эмоционально исполняет студент театрального училища Николай Шишкин. Этот спектакль мы посвящаем 80-летию со дня рождения Александра Вампилова.

— Каковы ближайшие планы театра?

— Если говорить об этом сезоне, то актеры приступили к репетициям спектакля по рассказам Василия Шукшина «Сураз», режиссер — Александр Гречман. И еще один спектакль взяли в работу — это постановка «Зима, весна, лето…» по повести Валентина Распутина «Живи и помни», над которым работает Елена Константинова. К новогодним праздникам мы собираемся возобновить сказку «Каменный цветок» Павла Бажова, который шел когда-то у нас с большим успехом и был очень востребован маленькими зрителями. Новая постановка обещает быть такой же яркой.

После новогодней кампании собираемся работать над очень веселой, современной, зажигательной молодежной комедией петербургского драматурга Игоря Галича «Моя подружка». Ставить ее приедет молодой режиссер из Москвы Иван Миневцев, победитель нашей летней Режиссерской лаборатории.

Скоро начнем готовиться и к юбилею театра. Кроме того, в планах постановка в начале следующего сезона «Героя нашего времени» к 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова. Ее приедет ставить еще один участник Режиссерской лаборатории, Иван Колдаре. Так что планы намечены, цели поставлены, будем работать!

Беседовала Лора Тирон, «Байкальские вести».

http://baikvesti.ru/new/about_love__about_soul__about_the_plans_for_the_...