Байкальские ВЕСТИ | 9.01.2018 | Ковчег на троих для семейного просмотра

Дорогие друзья! Сегодня мы открываем гастроли Московского областного государственного ТЮЗа под руководством заслуженной артистки России Нонны Гришаевой! — с этих приветственных слов, которые произнес со сцены Иркутского театра юного зрителя имени А. Вампилова его директор Виктор Токарев, стартовал краткий визит столичных артистов в столицу Прибайкалья.
В коротком ответном слове, потому что детвора уже с нетерпением ждала начала спектакля, начальник отдела гастрольной деятельности московского ТЮЗа Василий Милосердов сказал:

— Уважаемые жители Иркутска, мы давно собирались к вам приехать, и наконец мы здесь. Спасибо за теплый прием, за радушие, за сердечность. Вчера мы успели съездить на Байкал, какая же это красотища! Как вам повезло, что вы живете здесь. Мы привезли к вам лучшие спектакли — «Путешествие в счастье», который по жанру определен как притча в стиле джаз, и музыкальную сказку «Улитка Уля». Мы сыграем их восемь раз, и надеюсь, что спектакли вам понравятся.

Пьеса гостей из Москвы «Путешествие в счастье» известного немецкого драматурга Ульриха Хуба, которой открывались гастроли, была признана лучшей детской пьесой в Германии в 2006 году и с огромным успехом идет во многих театрах Европы и России. Она поднимает вполне серьезные и даже философские вопросы происхождения жизни на земле, но настолько доступным и понятным языком, что у детей самых разных возрастов не возникает преград к пониманию сюжета.

Главные действующие лица — три Пингвина, три неразлучных веселых друга. Но, как и положено в хорошей пьесе, жизнь предлагает им не только счастливые и радостные события. Она испытывает их на верность дружбе, проверяет на прочность характеры, закаляет в непростых жизненных ситуациях, ставит перед выбором. Как просто, думая только о собственном благе и спасении, погрузиться на Ноев ковчег и спастись от Всемирного потопа. Но только Ной берет «каждой твари по паре», а друзей трое. Как быть?

История, которую увидели иркутские дети, в талантливом исполнении актеров московского областного ТЮЗа Светланы Чукиной, Кирилла Водолазова, Элеоноры Трофимовой и Дмитрия Чукина, в изобретательной и яркой режиссуре Веры Анненковой просто заворожила, наполнила энергией, где актеры раскрывались всеми гранями мастерства. На атмосферную музыку Егора Шашина в стиле джаз дети мгновенно откликались, включаясь в стилистику импровизации, подпевали на повторах куплета, особенно на словах: «Давай простим друг другу все обиды, ведь для людей сердца открыты…».

В спектакле много интересных, ярких находок. Видно, что и пьеса легла на труппу и на душу режиссера, и труппа с большим желанием откликнулась на материал. Чувствуется, с каким вдохновением актеры доносят ироничный текст, очень органично, не теряя историю, переходят от музыкальной, хореографической, вокальной частей к драматургической, как они купаются, наслаждаются в материале.

Второй спектакль рассказывает о трогательной Улитке Уле. Режиссер, заслуженный артист России Михаил Шелухин, и актеры разворачивают на наших глазах трогательную повесть, и вместе с ее героями дети делают для себя большие открытия, взрослеют, постигают мир тайны и красоты.

Энергичный и добрый Лягушонок — Кирилл Водолазов, очаровательная Улитка Уля, трогательная и невесомая (а ведь это надо сыграть, преодолев силу притяжения) Бабочка — Христина Полуянова, бойкий Жук в мотоциклетных очках — Дмитрий Чукин. Все они органично, озорно общались между собой, и дети очень внимательно, вытягивая шеи, чтобы лучше разглядеть, с интересом следили за действием, в котором все сошлось: и внятность истории, и целостность ярких, убедительных образов, и подробнейшее общение артистов на сцене, и непрерывность контакта зала и сцены.

Оба спектакля адресованы для семейного просмотра, потому что в них было над чем подумать и ребенку, и взрослому. Спектакли насквозь пронизаны радостным светом, теплом, сердечностью, зажигательным юмором. Вообще в спектаклях московского ТЮЗа была одна очень яркая и отрадная особенность — это их свет, и в данном случае я говорю не о сценическом освещении, а о свете их глаз, их душ и сердец, о свете доброты, которой так мало остается в сегодняшнем мире и в сегодняшнем театре в частности.

А во-вторых, провинциальные сцены привыкли к тому, что приезжающие гастролеры, антреприза не обременяют себя работой в полную ногу, с отдачей, энергетически затрачиваясь. Московский областной ТЮЗ удивил полной самоотдачей, искренностью и настоящим отношением к делу. Естественна и обратная реакция зала — полные аншлаги и несмолкаемые громкие аплодисменты детей. Эту публику не обманешь, фальшь они чувствуют сразу. В финале последнего отыгранного спектакля маленькие зрители азартно аплодировали и кричали: «Не уезжайте!».

Главное в детском спектакле, да и во взрослом тоже — пробуждение искренних, подлинных чувств, обмен энергиями, эмоциональный восторг, восхищение. В спектаклях областного московского ТЮЗа все это было налицо, что является показателем настоящего искусства. Браво!

Лора Тирон, «Байкальские вести».
09 января, 2018