20.02.2018 | Зло – в его судьбе, добро – в его душе… | Байкальские ВЕСТИ

9 февраля на малой сцене Иркутского ТЮЗа имени А. Вампилова состоялась премьера спектакля «Сураз» по рассказу Василия Шукшина в инсценировке Александра Гречмана. В инсценировку, кроме основного рассказа, вошли «Гена Пройдисвет» и «На кладбище».
Радует, что сегодня в репертуаре театров появляются такие мощные, корневые, глубинные авторы, как Астафьев, Распутин, Шукшин. Они своим творчеством, казалось бы, не вписываются в сегодняшнее торгашеское время тотального рынка, где продается совесть, а взамен покупаются блага. Их герои размышляют о русском человеке, о смысле человеческой жизни, о том, как жить по совести, по вере. Не хотят они согласиться с тем, что смысл жизни – только в деньгах!
И появляются на сцене эти герои-чудаки, эти странные люди, которые всегда ищут возможность вырваться душой за жесткие рамки, в которые заталкивает их жизнь, система, выламываются за рамки организованного существования, где все люди живут одинаково, так, как надо, серо и скучно, однообразно. Персонажи Шукшина – «герои стихийного образа жизни», и у них есть своя, особая шкала, по которой они меряют свои поступки.

Герой рассказа Шукшина и спектакля Александра Гречмана «Сураз» – простой деревенский парень, шофер Спиридон Расторгуев, а попросту – Спирька.

В словаре Даля «сураз», с пометой «сиб.» – «небрачно рожденный», а потому и кличка Спирьки – синоним несчастья и беды. Все трагическое в его судьбе – следствие его блудного, греховного происхождения. «Я – сураз, – говорит он. – Меня мать в подоле принесла».

«Жизнь Спирьки скособочилась рано. Рос дерзким, не слушался старших, хулиганил, дрался… Мать вконец измучилась с ним. Он бросил школу, не миновать ему было и тюрьмы. И в самом деле, люди будто накликали, пять лет оттрубил. И сел-то по нелепости, по глупости. По куражливости натуры. Но такое уж Спирьке, как говорится, на роду написано».

Так, постепенно, эпизод за эпизодом вводит нас режиссер в судьбу этого парня. Где его отец, что с ним, жив ли? Спиридон задавал этот вопрос и себе, и матери, но та, малограмотная, забитая жизнью и работой деревенская женщина, не могла ничего ответить. Просто не знала. А сам Спирька мучился от неведения, от того, что родился постыдно, прижитым от проезжего молодца и принесенным в подоле. Это ощущение ущербности жило с ним всегда. Оттого и вырос дерзким, шел всегда наперекосяк всем. Назло всем. Жил размашисто, стихийно, порывисто, как попало, не задумываясь, нередко поступая вопреки здравому смыслу, себе во вред. И чем больше режиссер знакомил нас с главным героем, тем больше мы узнавали его, такого несуразного, взбалмошного, мятущегося, дерзкого, грубоватого, бесцеремонного, а порою открытого, искреннего, безоглядно-доброго.
Однажды, пожалев стариков-соседей, он едет в лес, заготавливает дрова и сгружает на их дворе. Чем дальше мы знакомимся со Спирькой, тем больше он вызывает в нас не раздражение и неприятие, а жалость, даже симпатию, чувство сострадания за его непутевую жизнь. Дело тут, наверное, еще и в той любви и нежности, которые стоят за шукшинской улыбкой, за симпатией режиссера к этому персонажу, которые мы явно ощущаем в ткани спектакля и во всей его атмосфере.

Режиссер Александр Гречман не идеализирует героя, он просто выносит на наш суд его судьбу, и каждый вправе сам решать, как его «судить». Конечно, Спирька – изгой, трагический персонаж. У него все не как у добрых людей. Тридцать шесть лет – ни семьи, ни хозяйства настоящего. Но почему же так грустна и щемяща нота сострадания к нему?!

Приезд в деревню учителей Зеленецких многое изменил в Спирькиной душе. Потянулся он сердцем к молоденькой учительнице Ирине, первый раз в жизни ему захотелось подарить женщине цветы… Ее образ дал ему импульс, можно сказать больше – смысл. Он вдруг почувствовал в ней нечто близкое, настоящее, родную душу, даже любовь. Это удивление, как открытие, переживаемое героем, поразило его. Оно было сродни ощущению праздника и всплеска души, необходимость которого так остро осознавалась Спирькой. Но пришел этот праздник трагично. И хотя герой в дальнейшем не может найти в себе зла к «лютому врагу», которым стал для него муж Ирины, учитель Сергей Юрьевич, избивший его, и которого в первый момент он хотел застрелить, Спирька все же осознает, что не было у него всепожирающей злобы на учителя. И это открытие его вдруг поразило.

Именно доброта спасает его от рокового шага, не дает перешагнуть границу добра и зла. Дикая сцена готовящегося ночного убийства кончается тем, что Спирька «ясно вдруг понял: если он сейчас выстрелит, то выстрел этот потом ни замолить, ни залить вином будет уже нельзя».

Спирька – герой с трагической судьбой, но он не «злой человек», наоборот, «неожиданно добрый». Не только блудное, злое, но и ангельское начало воплощено в нем. Зло – в его судьбе, но добро – в его душе.
Каждая роль удивительно точно и ладно легла на исполнителей, как хорошо пошитый костюм. Причина этого понятна: и режиссер Александр Гречман, и актеры изначально были влюблены в шукшинский текст, в своих персонажей. Потому и царит на сцене атмосфера естества, где сам воздух наполнен деревенскими запахами и звуками и актеры «дышат с персонажами одним воздухом, живут на одной земле, крепко стоят на ней обеими ногами и словно рассказывают свои же истории». Весь актерский состав работает замечательно, на максимальное приближение происходящего к зрителю, тревожа, наполняя аудиторию и болью, и печалью, и радостью.

Спирьку исполняет актер Сергей Павлов. Работает истово, с огромной отдачей, сильно и мощно, покоряя личностным объемом, и когда он доводит зрителя до яркой финальной точки, когда вся его жизнь перед нами как на ладони, зал испытывает за него настоящую боль. Спектакль получился яркий, зрелищный, страстный, трагический и светлый одновременно, очень командный. Сценография Андрея Штепина, костюмы Натальи Бородоченко.

«Сураз» заставляет размышлять, думать: а не это ли главная задача спектакля? Шукшин ценил в каждом человеке искренность, прямоту, доброе начало. Даже в самом заблудшем он хотел видеть, как в том же Спирьке, что-то хорошее, возвышающее над прозой жизни. «Проза В. Шукшина начинается в быте, зарождается в быте, но тянется она ввысь, куда-то к горным снегам», – пишет известный писатель и литературовед, исследователь творчества Василия Макаровича Шукшина Игорь Золотусский.

Советую сходить на этот пронзительный спектакль, где можно попечалиться и порадоваться, улыбнуться и вздохнуть, потому что, несмотря ни на какие времена, всегда будет богата наша земля характерами: стихийными, размашистыми, чудаковатыми, странными, выламывающимися из общего ряда, но светлыми душой, добрыми, чистыми и простыми.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Владимира Безродных.

На фото: Сцены из спектакля «Сураз»

http://baikvesti.ru/new/the_evil_in_his_life__the_good_in_his_soul___

sac goyard pas cher sac goyard pas cher sac goyard pas cher sac goyard pas cher sac goyard pas cher sac goyard pas cher pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi golden goose soldes golden goose soldes golden goose soldes golden goose soldes golden goose soldes golden goose soldes golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet lunette de soleil ray ban ray ban pas cher lunette de soleil ray ban ray ban pas cher lunette de soleil ray ban ray ban pas cher ray ban outlet ray ban outlet ray ban outlet ray ban outlet ray ban outlet ray ban outlet pandora outlet pandora outlet 2018