Спектакль "Живи и помни"

Пробиться к человеческой душе

от 10 апреля, 2018

15 марта, в день рождения, а теперь и в день памяти большого русского писателя и нашего земляка Валентина Распутина, Иркутский ТЮЗ имени А. Вампилова показал премьеру спектакля по его повести — «Живи и помни», который поставила режиссер и актриса театра Елена Константинова.

Повесть «Живи и помни» читается и сегодня с неослабевающим волнением, как, впрочем, любое настоящее произведение. Здесь нет никаких временных шлагбаумов. На дворе — иное время, а муки — вечные.

С самого начала актеры берут глубокое дыхание, и пространство сцены ощутимо распахивается вширь и вглубь, открывая перед нашим мысленным взором таежный простор.

Сценография художника Дарьи Соколовской решена не по- бытовому, а довольно условно. Хотя задник, на котором изображена деревня Атамановка, больше, конечно, относит зрителя к традиции реалистического прочтения, визуально давая картину простора, перенося на покатый берег Ангары с ее холодным дыханием, лежащими на берегу лодками, лавами для полоскания белья. На извилистые атамановские улочки, в дома и дворы жителей этой маленькой деревни, из которой восемнадцать мужиков были призваны на фронт.

Центр спектакля, как и повести, Настена — артистка Анжела Маркелова. Простая деревенская женщина, измученная войной, заботами, хозяйством, ожиданием мужа. Она светла по сути своей, чиста, ясна. А сколько в этом характере внутренней силы, спрятанной в ней глубоко до поры до времени, о которой не подозревал и сам Андрей!

Актриса великолепно доносит нам сцену воспоминаний своего скупого довоенного счастья, где муж впервые привозит ее в дом родителей, знакомит с друзьями, с односельчанами, как ночевали на сеновале, где приятно пахло деревом и стружками. Как потом ездила в район, где он был на курсах шоферов, как купил ей вкусных леденцов, как смотрели в клубе кино…

Всю себя она выговаривает в этом монологе, все до единой минуты бывшей когда-то радости, мужниного добра и ласки живы в ее благодарной памяти, где из маленьких лучиков простых житейских радостей складывалась картина семейного счастья. Именно во время этого рассказа Андрей понимает всю трагичность своего поступка и что обратной дороги у него уже нет. Градус этого рассказа настолько высок, настолько пронзителен, что особо чувствительные зрители начинают смахивать слезы.

Александр Стерелюгин в роли Гуськова драматически объемен, глубок, основателен, харизматичен, а в этой сцене особенно: недоверчиво, почти удивленно слушает Андрей Настену и что-то словно расправляет и высветляет его изнутри, хотя, согретый любовью жены, он в диалог с ней почти не вступает, понимая свою обреченность. Андрей Александра Стерелюгина не трус-слабак. Солдат, пусть и дезертир, имеющий право на страх, имеющий право вырваться из военного ада, развернуться к дому, отдаться непреодолимому желанию увидеть родные лица. И одновременно он четко понимает неминуемость расплаты. Причем по максимальной шкале жестокости. Он знает: снисхождение судьбой не уготовано, выход один — только волчий одинокий вой. Один из самых трагических моментов спектакля — Андрей показывает Настене, как он воет. Тихо и страшно.

Они вдвоем играют очень существенное — узнавание, обретение друг друга, впервые возникшее большое чувство, неизведанное в мирном быту. В нем остались традиционная мужицкая тяжелая рука и традиционная же женская безмолвная покорность.

«Плохо, значит, я тебя берегла, раз ты не выдержал», — одна из реплик сильного по эмоциональному накалу монолога Настены.

Очень хороши все актеры, занятые в спектакле, где каждым создан интересный, полноценный характер. Каждый персонаж за короткое время спектакля проживает перед нами целую жизнь, полную тревог, печалей и редких на радости дней.

Новыми неожиданными гранями открывается актриса Елена Грищенко в роли Семеновны. В ней глубоко залегла печаль матери, ждущей единственного сына с войны и боящейся умереть раньше, чем он вернется. Временами ее текст то взрывается криком, то звучит затаенно-глухо, через муки сердца, и вся она как клубок горя и надежды. Ненадолго она оживает и оттаивает в диалоге с мужем Михеичем (заслуженный артист России Владимир Привалов), выражая глазами радость воспоминаний о молодости, когда была юной, быстроногой красавицей, взбегавшей на крутую гору первой из всех деревенских девушек.

Изобретательно, легко, с юмором и одновременно с горькими вдовьими слезами исполняет актриса Елена Ивочкина Надьку Березкину, которая уже никогда не дождется мужа с войны, получив похоронку. «Настрогал детей, а сам — смертью храбрых, а мне только 27…», — повторяет она рефреном на протяжении спектакля то с горечью, то с отчаянием, то с мукой. Отрыдалась она, выгорела вся изнутри, отболелась, отплакалась так, что слез уже не осталось. Но надо как-то жить дальше, растить детей, приспосабливаться к жизни, и каждый сидящий в зале знает, что такая доля ожидала миллионы вдов.

Интересно, с затаенной печалью и теплом трактуют свои роли актрисы Людмила Попкова (Капитолина) и Наталия Маламуд (Катерина). Не нарадуется своему счастью Лиза Вологжина (артистка Ирина Конденко), дождавшаяся мужа с войны. Когда она чистым, звенящим от радости голосом запевает «Катюшу», Настена, не в силах выносить обман и тайну об Андрее, незаметно покидает общее застолье.

Великолепны в спектакле маленькие дети, исполняющие роли двух сыновей и дочери Надьки Березкиной, — Ева Грищенко, Миша Измайлов, Ярослав Ярославцев. Такое ощущение, что они внутренне тоже проживают роли, как настоящие актеры, исполняют их не формально («вышли, посидели и ушли»), а наполняя их смыслом, своим отношением, думая о задаче, поставленной режиссером. Поэтому и смотрятся органично, трогательно, искренне.

Ни в чем не смещая систему нравственных координат, режиссер Елена Константинова снимает какой бы то ни было пафос звучания, оставляя нам самим судить одних, жалеть других, размышлять о судьбах людей, перенесших войну, открывать в этой истории какие-то новые смыслы с позиций людей XXI века, но примеряя на себя судьбы героев спектакля.

Хорошо, что распутинский текст звучит сегодня со сцены, и пусть не многие режиссеры берутся за его сценическое воплощение, но эти примеры есть. Один из них — Иркутский театр юного зрителя. Режиссер не пытается притягивать текст к сегодняшней злободневности, а стремится расслышать его звучание в постоянно меняющемся времени, в нравственных ориентирах. Литература советских десятилетий, ее вершинные произведения нуждаются сегодня в таком вот прочтении, следуя завету Валентина Григорьевича — живи и помни.

Спектакль мог быть развернут и в пространстве большой сцены, но все-таки решен режиссером Еленой Константиновой в камерном поле, где зритель рядом, на уровне вытянутой руки. Думаю, это верное решение. Слишком интимно и доверительно повествование. А еще желание режиссера «пробиться» вот на таком малом расстоянии к каждому из нас, приблизиться максимально, усилив эффект участия, примерив на себя судьбу главных героев, заглянув в свои тайники совести. А как бы поступили мы? Каждый из нас?

Лора Тирон, «Байкальские вести».

sac goyard pas cher sac goyard pas cher sac goyard pas cher sac goyard pas cher sac goyard pas cher sac goyard pas cher pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi pandora charms outlet saldi golden goose soldes golden goose soldes golden goose soldes golden goose soldes golden goose soldes golden goose soldes golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet lunette de soleil ray ban ray ban pas cher lunette de soleil ray ban ray ban pas cher lunette de soleil ray ban ray ban pas cher ray ban outlet ray ban outlet ray ban outlet ray ban outlet ray ban outlet ray ban outlet pandora outlet pandora outlet 2018