На сайте используются cookie. Включите их в настройках браузера
Ваш браузер устарел и не поддерживает все необходимые функции. Обновите его или воспользуйтесь другим, чтобы попасть на сайт
На сайте используется javascript. Включите его в настройках браузера

«Иннокентий» покоряет Петербург

газета Байкальские «ВЕСТИ»

Иркутский ТЮЗ открыл гастроли в северной столице спектаклем по пьесе Валерия Хайрюзова

Что может связывать Алеутские острова, Иркутск, Петербург и Москву?  Казалось бы, больше разного: размеры территории, расстояния, их разделяющие, народы, проживающие в них. Но есть нечто, способное связать их в одно целое, крепы, которые сильнее географических и экономических различий, – это подвиги земной жизни прославленного Церковью в лике святых митрополита Иннокентия (Вениаминова). Он прожил двадцать лет у берегов Америки, возглавлял огромную епархию с центром в Иркутске, бывал в Петербурге, где рассказывал в Зимнем дворце о сибирских делах, и закончил дни митрополитом Московским и Коломенским. В Америке, Азии и Европе он нес свет Евангельской истины, за что и был назван Апостолом Аляски, просветителем Америки и Сибири.

Посвященный его трудам спектакль Иркутского ТЮЗа имени А. Вампилова по пьесе Валерия Хайрюзова «Иннокентий. Страницы великого пути» идет уже не первый сезон, и неудивительно, что он собирает в родном Иркутске полные залы. Полюбился спектакль зрителям и в Москве, где был отмечен в 2016 году главным призом XIV Международного театрального фестиваля «Золотой витязь». С огромным успехом прошли гастроли театра в Хабаровске, что тоже объяснимо – по благословению святителя Иннокентия был основан Благовещенск, деятельность генерал-губернатора Николая Муравьева и капитана Геннадия Невельского тесно связаны с присоединением Амурского края и освоением всего Дальнего Востока. Имя святителя Иннокентия хорошо знакомо жителям Восточной Сибири и Дальнего Востока. Улицы адмирала Невельского, проспект Муравьева-Амурского в Хабаровске, памятники Невельскому и Муравьеву во Владивостоке, Николаевске-на-Амуре, церкви и памятники Иннокентию Вениаминову в городах по Амуру, в Благовещенске и в родном для него Иркутске. И вот нечто новое; Иркутским театром юного зрителя на сценах Иркутска, Хабаровска, Москвы показан спектакль из жизни одного из иерархов Русской православной церкви, причисленного к лику святых. Задача, прямо скажем, не из простых, в истории российских театров еще не было попыток показать святого на сцене.

Гастроли иркутян в Санкт-Петербурге проходят на сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева. Наверное, закономерен вопрос: почему театр открывает гастроли именно спектаклем «Иннокентий»?

– В современной драматургии нет другого спектакля, где была бы так объединена историческая, духовная, нравственная составляющая, как в «Иннокентии», –  говорит директор театра, заслуженный работник культуры РФ Виктор Токарев. – И где события прошлого так хорошо проецировались бы на современные проблемы.

Действительно, время пьесы – события Восточной войны, которую историки называют еще предтечей мировой, когда Россия, защищая свои границы по периметру, выступила одна против коалиции европейских держав. Но разве сегодня Россия снова не обороняется от нападок всего мира?

Святитель борется с пьянством и воровством, укоряя тех, кто наживается  на людских недугах.  Но разве эти болезни вкупе с казнокрадством и равнодушием чиновников, радеющих лишь о своей пользе, исчезли из нашей жизни?

Создав азбуку для алеутов и колошей, чтобы нести им слово Божие, святитель Иннокентий восхищался их христианским терпением и незлобивостью. «Так кто же дикари: индейцы или современные образованные люди, ни во что не верящие?» – недоумевал он, приехав в столицу империи Петербург. Так ведь и мы сегодня, желая получить от жизни все блага, и как можно быстрее, не замечаем в себе ни суеверия и язычества, ни холодного прагматизма, рождающих отчужденность друг от друга.

Спектакль уже получил признание зрителей в Иркутске и там, где проходили гастроли иркутского ТЮЗа, но все же руководство театра, актеры, автор пьесы волновались: как воспримут «Иннокентия» в Петербурге? Театральная публика северной столицы особая, воспитана знаменитыми театрами, избалована премьерами, не похожа на театралов других городов. Даже внешним видом она всегда отличалась – помнится, в прежние времена  питерские спектакли начинались на полчаса позже, чтобы зрители могли переодеться и настроиться на иной лад после рабочего дня.

На «Иннокентия» пришло много зрителей, был заполнен почти весь зал. Перед началом спектакля услышала в фойе разговор:

– Видишь, в программке написано: «о духовном лице», значит, спектакль будет тяжелым, драматичным.

– Да уж, любовных шашней не будет, не жди.

Но уже первые сцены убедили зрителей, что о духовных лицах и на темы исторические можно рассказывать интересно, избегая навязчивой дидактичности.

Актеры играли легко, с удовольствием, публика прекрасно принимала  шутки, то и дело прерывала спектакль аплодисментами. Органично выглядели в массовых сценах студенты петербургских театральных институтов, заменив актеров Иркутского театра пилигримов. Это хорошая школа для студентов и отличная помощь театру на гастролях. Хочется отметить блистательную игру всех без исключения актеров, умелую и точную режиссерскую работу, прекрасную музыку выпускника Санкт-Петербургской консерватории Владимира Соколова, которую он специально написал к спектаклю.

Художнику Юрию Суракевичу удалось расширить пространство сцены до океанской шири: это сцены плаваний Иннокентия по Великому океану, путешествия по холодным и безлюдным горам и снегам Аляски, Чукотки, Камчатки и Якутии. Остроумные диалоги, великолепная музыка, прекрасные песни, народные танцы, красочные костюмы, оригинально сделанные декорации – все это делает отнюдь не короткий – три часа – спектакль действием, которое смотрится на одном дыхании.  Все слаженно, четко выверено. Безусловно, зрители наслаждались замечательной игрой актеров. Это и Вячеслав Степанов, исполнитель роли Иннокентия, и заслуженный артист России Николай Кабаков, исполняющий роль генерал-губернатора Муравьева-Амурского. И конечно же, хоть эпизодическая, но великолепно исполненная актрисой Ольгой Дефлер роль жены губернатора Екатерины Муравьевой. Это и блистательно сыгравший роль купца Катышевцева заслуженный артист России Владимир Привалов...

Перечислять здесь можно всех актеров этого действа. А как романтично был исполнен вальс Фроси Катышевцевой (Анастасия Чеснокова) и ее избранника мичмана Сергея Львовича Самарина (Павел Савин)!

Здесь же на петербургской сцене мне бы хотелось еще раз отметить игру Вячеслава Степанова, недаром его работа отмечена дипломом фестиваля «Золотой витязь» за лучшую мужскую роль. Невозможно воспринимать слова святителя как отстраненный текст – настолько они трогают и заставляют задумываться о своей собственной жизни, кажется, не актер, а сам Иннокентий говорит с нами. После спектакля, когда зрители стоя, долгими овациями благодарили актеров, всем стало ясно, что сибиряки покорили взыскательных петербуржцев, и подумалось, что этому спектаклю предстоит долгая жизнь, и очень бы хотелось, чтобы его посмотрело не одно поколение зрителей и он действительно послужит возрождению духовной жизни нашего общества.

Наталья Селезнева, историк, член Союза писателей России, 
специально для «Байкальских вестей».

Ссылка на статью в газете Байкальские «ВЕСТИ» http://baikvesti.ru/new/_innocent__conquers_petersburg

symbol