Иркутский ТЮЗ им. А. Вампилова
На сайте используются cookie. Включите их в настройках браузера
Ваш браузер устарел и не поддерживает все необходимые функции. Обновите его или воспользуйтесь другим, чтобы попасть на сайт
На сайте используется javascript. Включите его в настройках браузера

"Во имя отца, и сына, и любви..."

СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР, 10 ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ № 1–251/2022

"Во имя отца, и сына, и любви..." / Виктор Токарев (Иркутск)

Выпуск №1-251/2022Гость редакции

В августе праздновали 85-летний юбилей Александра Вампилова. Его давно нет с нами, но он оставил совершенный и глубокий Театр. Пьесы «Провинциальные анекдоты», «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске» и свою пронзительную, трогательную и чуткую к человеческой боли прозу, через которую он вступил в литературу.

О творчестве, о постановках произведений драматурга на сцене Иркутского ТЮЗа им. А. Вампилова я беседую с директором и режиссером театра, заслуженным работником культуры РФ Виктором Токаревым, который играл в вампиловских пьесах и неоднократно их ставил.

 

  - Виктор Степанович, много лет вы обращаетесь к творческому наследию Александра Вампилова. Расскажите, пожалуйста, об истории   постановок, как рождались замыслы, с чего все начиналось?

  - Знакомство и любовь к творчеству Вампилова началась давно, еще со студенческих лет театрального училища. В то время в драматическом театре   им. Н. Охлопкова шли спектакли в постановке Бориса Преображенского «Прошлым летом в Чулимске» и в постановке Владимира Симановского «Старший   сын». А позже, став артистом, я сам уже был занят в постановках ТЮЗа, например, в «Прощании в июне» играл музыканта Шафранского. Такой персонаж был у Вампилова в одном из вариантов этой пьесы. А уже в 1997 году, когда я получил диплом режиссера, мне предложили постановку «Старшего сына» в ТЮЗе. Я не отказался. Мною уже было поставлено несколько сказок: «О царе Салтане», «О мертвой царевне и семи богатырях», «Снегурочка» Островского, «Конек-Горбунок»... И вдруг Вампилов... Конечно, опасения были, но когда я окунулся во все то, что оставил нам Александр Валентинович, перечитав все его пьесы, наброски, черновики, вторые и третьи варианты некоторых пьес, рассказы и записные книжки, меня покорила среди всего этого богатства пьеса, которую я называю «божественной» - «Старший сын». Покорило слово Вампилова, отточенное, отшлифованное, с глубокой мыслью, причем, казалось бы - простая реплика, но за ней что-то такое стоит, и ты начинаешь чувствовать, что это не просто текст, это некий образ и парадоксальность ситуации, которую надо для себя понять, разгадать. В первой моей версии «Старшего сына» Сарафанова должен был играть народный артист РФ Вениамин Александрович Филимонов. Он был моим педагогом по театральному училищу. Мы прошли весь репетиционный процесс и вышли на сдачу спектакля. Он репетировал роль блестяще, и мне было интересно работать с таким большим мастером. Филимонов много сделал для спектакля. Я тогда уже постепенно определился, что главная роль в спектакле не Бусыгин, а именно Сарафанов. Его я ставил впереди, потому что наступали времена, когда Сарафановы как личности, как человеческие типы, начали активно исчезать из нашей жизни. Больше появлялись такие персонажи, как Сильва. А вот Сарафановы, люди без кожи, с оголенными нервами, с открытой душой и сердцем, доверчивые, способные на сопереживание и сочувствие, принимающие чужую беду, как собственную, уходили. Тема человеколюбия становилась непопулярной, потому что все индивидуализировались, каждый сам за себя и для себя, лишь бы выжить. Люди стали отгораживаться не только металлическими решетками и дверями, но и такими, образно говоря, железобетонными окопами, из которых можно постреливать, и в которые не прилетит ничего в ответ. Общество стало разобщенным, и эта тенденция только усиливалась с каждым годом. А что касается личности самого Сарафанова, мне очень важно было, чтобы наши зрители, в особенности молодежь, потянулись к нему, чтобы им захотелось с ним поговорить, рассказать о своих бедах и проблемах, мечтах. Потому что Сарафанов еще и большой мечтатель, чудак. Он по-настоящему мечтает создать кантату или ораторию «Все люди - братья», и я не верю, что он думал об этом не всерьез, ведь он был хорошим кларнетистом, играл в оркестре, обладал способностями. Уже с самой первой постановки я пытался эту мысль как-то акцентировать. Спектакль был достаточно музыкальным, легким по своей атмосфере. Нами были придуманы сцены между эпизодами. Мы воссоздали как бы говорящие картинки, положенные на музыку и, кстати, критики отмечали, что это была находка для спектакля. У Вампилова что-то оставалось за рамками повествования, а мы это оживили и вынесли на сцену.

Материализовали написанное в ремарках или то, что он мысленно подразумевал?

- Да. В общем и целом, была атмосфера весны, влюбленности, веселья. Но, к сожалению, Вениамин Александрович Филимонов не смог далее играть эту роль, погружаясь в персонажа настолько глубоко, что сердце не выдерживало, а оно у него было больное. К слову сказать, ранее он все же имел счастье сыграть Сарафанова у другого режиссера, у Вячеслава Кокорина. Спектакль назывался «Предместье» и там была совсем иная трактовка, иная стилистика, форма спектакля и соответственно образ главного героя решался иначе. Так вот, когда стало понятно, что Вениамин Александрович не сможет выйти на премьеру, а спектакль уже стоял в программе первого театрального фестиваля «Байкальские встречи у Вампилова», инициированного нашим театром, раздался звонок от Эверта Дмитриевича Корсакова, замечательного режиссера и актера. Человека, прошедшего войну, как и главный герой пьесы - Сарафанов. Накануне он был в театре на сдаче спектакля, и узнав, что Филимонов не может играть, предложил свою кандидатуру. Мы начали репетировать. Спектакль понравился критикам и зрителям, были впоследствии теплые отзывы и награды. Корсакова наградили за роль Сарафанова, актера Андрея Корниенко за роль Васеньки, и меня за постановку.

Высокая оценка прибавила вам сил и энергии идти дальше?

- Конечно, это окрылило, дало импульс и желание. Вскоре я взял ранние рассказы Вампилова, некоторые одноактные сценки, фельетоны, очерки, записные книжки. Читать их - одно удовольствие! Я еще и еще раз убеждался, что слово Вампилова - уникально. В его текстах даже переносить слова или как-то их переставлять - невозможно, потому что сразу упрощается и обедняется тот образ, который стоит за каждой отдельной фразой. Это особенная литература. И не случайно его называют вторым Чеховым. Это загадка, и словами ее не объяснишь. Здесь важны интуиция, ощущения....

Работая над спектаклем «Мы бежали от заката», который состоит из 13 рассказов и сцен, мы объединили их одной темой - темой первой любви. В спектакле пять парней и три девушки, которые, переходя из новеллы в новеллу, исполняют огромное количество ролей, рассказывая и погружая зрителя в судьбы молодых влюбленных. К этому спектаклю нам помогали подбирать музыкальный материал однокурсники Вампилова по университету - Виталий Зоркин и Игорь Петров. Они приходили на репетиции, подсказывали мне, какую музыку любил слушать Вампилов. В спектакле звучали музыкальные композиции на стихи Николая Рубцова, Сергея Есенина. Во времена Вампилова молодежь увлекалась классической музыкой, была мода собираться компанией и слушать пластинки, такие были развлечения, но сколько пользы молодые люди получали для своего внутреннего мира, для саморазвития. Спектакль был камерным, в фойе театра мы выстраивали небольшой зал и зрителям очень нравилась такая форма. Художником был Андрей Штепин, который на фестивале получил награду за лучшее оформление, а спектаклю в целом был вручен диплом «За сценическое воплощение прозы Вампилова».

Шло время, но мне не давала покоя мысль, что Сарафанов не неудачник в музыке, как многие его трактуют, а музыкант с большой буквы, и в 2005 году я вернулся к «Старшему сыну», но назвал спектакль - «Сарафановы», и это возникло не случайно. Я вычитал это название из записных книжек Вампилова. Один из вариантов «Старшего сына» - это «Мир в доме Сарафановых». Еще были «Предместье», «Свидание в предместье», «Нравоучения с гитарой»... Но я как-то заострил внимание именно на том, где Сарафанов выносится в заголовок, мне это было ближе. Я задавал себе вопрос: кто эти Сарафановы, что за семья, какие они? Я решил ввести в спектакль молодого Сарафанова, который играл на кларнете и тем самым создавал музыкальные акценты для главного героя, т. е. молодой Сарафанов как бы соединял судьбу музыканта от начала до момента, когда он продолжает мечтать создать ораторию. Он понимает, что никто кроме него ее не напишет, потому что он по-особенному ее чувствует, он знает, о чем нужно сказать людям этой музыкой. Для него важно, что «все люди - братья». Это ведь заповедь-то - Евангельская! Поэтому Сарафанов всё время рос в моих глазах и становился ближе к Богу. В пьесе Питера Шеффера у Моцарта есть фраза: «В этом и состоит наш труд, чтобы соединить внутренний мир всех нас, слушателей и композиторов, и обратить публику к Богу». Ну чем не Сарафанов, говорящий устами Моцарта!? И пусть он не написал эту ораторию, он создал ее в своей семье. В финале спектакля Сарафанов раздавал всем персонажам ноты, и тут появлялись его друзья-музыканты как бы из прошлой жизни, когда он еще служил в оркестре. Оркестранты были в концертных фраках и начинали исполнять для него его кантату, которую подхватывали все персонажи. Музыка была написана Сергеем Маркидоновым. Сарафанова здесь уже играл заслуженный артист РФ Валерий Петрович Елисеев. Это была одна из лучших его работ. Он потом получил за нее губернаторскую премию, а когда мы были в Москве на театральном фестивале «Золотой Витязь» и показывали спектакль в Театре Российской армии на двухтысячный зал, наши артисты сумели полностью взять внимание зрителей. Президент фестиваля Николай Бурляев был доволен и сказал, что они не ошиблись, закрывая фестиваль именно «Сарафановыми». Спектакль получил Серебряный диплом, а Валерий Петрович был награжден ценным призом - позолоченными часами. Это была очень дорогая сердцу постановка.

Шло время, и вы снова через несколько лет вернулись к Вампилову и опять к тому же названию?

- Да, в 2017 году. И вновь спектакль называется «Сарафановы», и героя играет уже другой актер, заслуженный артист РФ Николай Владимирович Кабаков. Это уже совсем другой Сарафанов. Он блистательно работает, он вырос до этой роли. Он музыкант, тоже объединяет вокруг себя людей, в первую очередь - семью, и образ оркестра все время присутствует на сцене. Повсюду расставлены резные пюпитры. По ходу спектакля время от времени Сарафанов обращается к воображаемым музыкантам, будто что-то им объясняет. Музыку писал на этот раз маэстро Владимир Игоревич Соколов. Костюмы актеров мы решили так, будто они сейчас должны выйти на сцену филармонии и что-то исполнить. Именно таким видит мир Сарафанов, так он себе представляет людей - приподнятыми над миром, возможно, идеализирует их, но верит в это свято. А в финале спектакля после шумных ссор и последующего примирения, когда все остаются дома, а Бусыгин в который раз опаздывает на электричку, зрители довольны, что семья не распадается, а соединяется, скрепленная ореолом добра, исходящего от Сарафанова и всех остальных, которые тоже - Сарафановы, включая и Бусыгина, и Макарскую. И звучит его главная фраза: «Я люблю вас всех, потому что вы все - мои дети, плох я или хорош, но я люблю вас!»

Виктор Степанович, а к постановке спектакля «Мы бежали от заката» вы тоже возвращались несколько раз. Принципиально внутри рисунка ничего не меняется, просто он повторяется, но с разными актерскими составами.

- Это спектакль, где отработало не одно поколение актеров, ведь идет он с 1999 года. Только внутри него появилось, может быть, больше импровизации, юмора, иронии, легкости, потому что и поколение актеров другое и другие зрители. Мы были с ним в Монголии, в Италии на фестивале «Странствующий Арлекин». И что интересно, реакция зрителей везде была одинаково доброжелательна, все улыбались, а где-то и смахивали слезы, потому что темы рассказов Вампилова - общечеловеческие.

А если говорить о других постановках пьес Вампилова на сцене ТЮЗа, то у нас трижды в разных интерпретациях шло «Прощание в июне», шел спектакль режиссера из Улан-Удэ Сергея Бальжанова «Провинциальные анекдоты», Александр Гречман ставил «Прощай и здравствуй» по разным отрывкам из произведений Вампилова, его записным книжкам и сценой из «Несравненного Наконечникова». Шел на малой сцене «Дом окнами в поле» в постановке Александра Лабыгина, где было очень неординарное решение: два учителя Третьяковых, один в возрасте, другой - молодой. В ткань пьесы были введены встречи Третьякова с героинями из разных пьес Вампилова.

На театральном фестивале «ПостЕфремовское пространство» в Березняках Пермского края, спектакль получил положительные отзывы критики, а актриса Анжела Маркелова, игравшая роль Астафьевой, награждена дипломом «За лучшую женскую роль».

Хотелось бы вспомнить еще об одной постановке - «Прошлым летом в Чулимске» режиссера Александра Валериановича Ищенко. Был очень добротный спектакль, в котором Хороших играла наша народная артистка России Людмила Ивановна Стрижова. Помигалова, отца Валентины - Вениамин Филимонов, Валентину - Ольга Дерфлер, Шаманова - Николай Кабаков, эвенка Еремеева - Валерий Елисеев. Был сильный актерский состав, с узнаваемой вампиловский интонацией. Сценография спектакля принадлежала Борису Дубенскому. Я очень любил этот спектакль. Как-то приезжали в Иркутск актеры столичного Театра им. М. Ермоловой во главе с главным режиссером Владимиром Андреевым, у которых шел свой «Чулимск». После спектакля они «накинулись» на нас от переполнявших эмоций и говорили: «Ребята, какая у вас атмосфера в спектакле, какой актерский ансамбль, это настоящий Вампилов, мы его почувствовали!»

И все-таки я считаю, что мы еще мало работаем с наследием Вампилова. Мы пока не поставили «Утиную охоту». Вообще весь Вампилов должен быть в Театре имени Вампилова. Все его пьесы должны идти у нас.

Мы с вами говорили об Евангельском начале, заложенном в произведениях Александра Валентиновича, но рос он и формировался как писатель в эпоху атеизма, безбожия, когда все разговоры на эту тему пресекались...

- А это жило в Александре Вампилове на генетическом уровне. Мы же знаем, что его предки по линии отца и матери были духовными лицами. Дед по линии отца был ламой, по линии матери - православным священником. Это просто так не проходит, это все заложено в его генетической памяти, в его корнях. Заповедь - «Возлюби ближнего своего, как самого себя» - главная в его творчестве. А если рассуждать еще глубже и вернуться к «Старшему сыну», то поиски того, что могло бы крепить семью и дом, привели драматурга к отражению основного христианского постулата, идее Троицы: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», где отец - глава обычного семейства, сын - старший сын, преемник отцовских идеалов, святой дух - любовь. Вот оно - триединство по Евангелию, вот где для режиссеров - поле непаханое для размышлений! Вот тема!

Я уверен, что никогда не перестанут ставить пьесы Александра Вампилова. История культуры, литературы уже занесла его имя в списки отечественных классиков, наряду с Чеховым, Гоголем, Достоевским... И каждое поколение в его пьесах будет открывать для себя что-то новое. 

Автор Лора Тирон

Ссылка на статью http://www.strast10.ru/node/6112

В цвете: http://www.strast10.ru/files/sb-1251-2022-web.pdf