Иркутский ТЮЗ им. А. Вампилова
На сайте используются cookie. Включите их в настройках браузера
Ваш браузер устарел и не поддерживает все необходимые функции. Обновите его или воспользуйтесь другим, чтобы попасть на сайт
На сайте используется javascript. Включите его в настройках браузера

Премьера «Конёк-Горбунок»

Газета "Восточно-Сибирская правда"

«За горами, за лесами,
за широкими морями...»
Премьера Иркутского театра юного зрителя имени А. Вампилова
«Конёк-Горбунок»

Эти строки, знакомые с детства, завораживают своей тайной, особым ритмом стиха и красотой. В Иркутском театре юного зрителя имени А. Вампилова прошла премьера знаменитой сказки Петра Ершова и Павла Маляревского «Конёк-Горбунок» в постановке режиссёра, заслуженного работника культуры РФ Виктора Токарева. Этот легендарный спектакль идёт в ТЮЗе уже 26 лет. Постановка искрится весёлым юмором и радостным настроем и в полной мере сохраняет шутливую иронию

Правда, называть постановку полностью премьерной не совсем верно. Этот легендарный спектакль идёт в ТЮЗе уже 26 лет! Уникальное и неординарное явление для театрального организма, так как в течение длительного срока «эксплуатации» спектакли стареют, изнашиваются, происходит естественный процесс угасания интереса зрителей, и спектакль списывают. Но по отношению к «Коньку» спада зрительского интереса не происходит. Давно выросли дети, видевшие спектакль в 1996 году впервые, а теперь они приводят на «Конька» своих детей.​ Времена меняются, а «Конёк» всё продолжает жить и удивлять своих маленьких зрителей. Поэтому было решено провести капитальное возобновление спектакля: создать новое, ещё более яркое оформление (художник Татьяна Ларёва), ввести видеоэффекты, пошить новые костюмы, ввести на некоторые роли молодых актёров, отчего спектакль стал смотреться свежо и современно, заиграл новыми красками.

Декорации спектакля радуют глаз богатством цвета традиционной хохломской росписи, в них идеально вписываются костюмы актёров, всё это сочетается с великолепной музыкой Владимира Соколова, впитавшей истинно русский, жизнелюбивый дух поэтической сказки Петра Ершова и Павла Маляревского.

Спектакль динамичен и ярок, в нём прекрасно соединяются волшебный вымысел и шутка, юмор и задор, сменяющиеся лирическими сценами или эффектными эпизодами фантазии и тайны, которые дополнены пластическими сценами и танцами (постановка танцев Юлии Фёдоровой).​ ​

Главный герой сказки – Иван (артист Глеб Белкин), которого считают глупым, недалёким,​ дурачком даже в родной семье. Но симпатии зрителей всецело на стороне Ивана. Почему? Потому что весёлый, добрый и простодушный Иванушка никому не желает зла. Он не крадёт, не обманывает, верен слову. Он не строит козни против ближних, а всякий раз делает для всех только добро в отличие от братьев (Евгений Старухин и Илья Крикун), которые жадны, нечисты на руку, обманывают отца, рады поживиться чужим имуществом. Ради выгоды​ они готовы на всё – и даже погубить Ивана. Тёмной ночью они посылают его в поле за огоньком в надежде, что он не вернётся обратно, но всё происходит наперекор желаниям братьев. Авторы делают Ивана удачливым за бескорыстие, весёлый нрав, простоту и искренность. А во всех опасных и трудных испытаниях Ивана выручает верный и надёжный друг Конёк – воплощение чудесной сказочной силы, которая противостоит вполне реальному злу. Даря Ивану коней, Белая Кобылица настрого наказала ему: «Двух коней, коль хошь, продай, но Конька не отдавай, на земле и под землёй он товарищ будет твой…»

Сказочный Конёк-Горбунок, как всякая хорошая выдумка, заключает в себе серьёзную мысль: силу неблагодарного царя и коварство его придворных может сокрушить только сила верного товарищества. Ведь, когда рядом верный и надёжный друг, любое дело под силу.

Спектакль получился эмоционально зрелищным, подвижным, поэтичным и волшебным – со своей особенной атмосферой и настроением. В нём есть и лаконизм режиссёрского языка, и создание актёрского ансамбля и творческой атмосферы, выразительность пластических​ сцен. Их эмоциональная точность в сочетании с текстом Петра Ершова и Павла Маляревского в полной мере передаёт суть​ сказки: только делая добро, можно быть счастливым, а без товарищества и взаимовыручки ничего не получится.​

Весь спектакль искрится весёлым юмором и радостным настроем и в полной мере сохраняет шутливую иронию, увлекает ярмарочной красочностью, играми скоморохов и странствующих артистов, обрисовкой характеров, множеством мест действия, ведь чего только не узнают зрители и где только не побывают вместе с Иваном и его Коньком: в сказочной столице на торговой ярмарке, в царских палатах и конюшнях, в море-окияне у Кита-Китовича, в диковинных краях, где водятся Жар-птицы, в звёздном небе у Месяца-Матери.

Миниатюрный Конёк-Горбунок (Наталия Маламуд и Любовь Чёрная) сыгран актрисами с обаянием и очаровательной лёгкостью, которые они могут умело сочетать с яркой характерностью и поэтичностью образа, точно существуя в жанре. Обе убедительны, обаятельны и органичны. Глеб Белкин в роли Ивана красив, выразителен, азартен, ясен в выражении оценок и состояний героя, умеет отплясывать весело, задорно и лихо. Гордо и элегантно вышагивает в танце своими длинными ногами Златогривая Белая Кобылица (Анна Терехова), и ей очень идёт облегающий белый костюм с янтарно-золотой гривой и таким же хвостом. Эффектна и благородна Царь-Девица (Виктория Криницкая), энергичен не по годам лицемерный и вздорный Царь (Павел Матушевич), пожелавший взять в жёны Царь-Девицу, пластична в завораживающем танце Жар-птица (Любовь Гунькова), красивы и элегантны Волшебные Кони (Максим Максименков и Никита Никитин).

Нельзя не сказать о великолепном языке сказки Петра Ершова, работая с которым и создавая на его основе пьесу, Павел Маляревский сохранил все просторечные слова и выражения вроде «зориться», «о полночь» и подобных им, без которых бытовая речь персонажей обеднела бы, потеряла бы свой колорит. Именно она придала сказке особенные художественные свойства. В этой речи и восторг, и размышление, и удивление, и сравнение, и предположение, и ирония. Это живое народное слово с остановками и неожиданными поворотами, и его нельзя заменить никаким другим.

Режиссёр Виктор Токарев, создавая спектакль, шёл за текстом и показал персонажей сказки такими, какие они есть в первоисточнике. Но при этом ему удалось привнести в «Конька-Горбунка» своё видение и отношение к героям сказки, добавив добродушную усмешку, юмор, элементы гротеска.

В книге отзывов​ зрители пишут, что, посмотрев спектакль, хочется перечитать сказку, окунуться снова в атмосферу волшебных путешествий её героев.

Хотелось бы сказать об интересном совпадении дат. Ровно 70 лет назад, в октябре 1952 года, сказка «Конёк-Горбунок» Петра Ершова по пьесе Павла Маляревского ​вышла на сцене Московского центрального детского театра, в котором роль Ивана сыграл 25-летний Олег Ефремов, будущий народный артист, основатель​ театра «Современник», а затем главный режиссёр МХАТа имени А.Чехова. Поставила спектакль Мария Осиповна Кнебель, актриса, педагог, режиссёр, ученица Станиславского.

Много лет эта сказка удивляет и маленьких и взрослых, неся со сцены доброту и любовь, верность и искренность, обретя на протяжении многих десятилетий счастливую сценическую судьбу.

Автор: Лора Тирон​

Статья в газете "Восточно-Сибирская правда" от 25.10.2022: https://www.vsp.ru/2022/10/25/za-gorami-za-lesami-za-shirokimi-moryami/