Иркутский ТЮЗ им. А. Вампилова
На сайте используются cookie. Включите их в настройках браузера
Ваш браузер устарел и не поддерживает все необходимые функции. Обновите его или воспользуйтесь другим, чтобы попасть на сайт
На сайте используется javascript. Включите его в настройках браузера

Познавая самих себя 

Познавая самих себя 

Драматическая студия "АЛЕКСАНДРиЯ" отмечает 10 лет со дня создания
  • Автор: Лора Тирон

Я беседую с актёром и режиссёром Иркутского ТЮЗа имени А. Вампилова Дмитрием Ивановым по случаю юбилея драматической студии «АлександриЯ», которую он создал при театре 10 лет назад и успешно руководит ею по сегодняшний день. Студия не просто существует, она популярна, она растёт и за эти 10 лет выросла не только качественно. После 15–20 человек, первых её «новобранцев», сегодня она насчитывает три группы в 80 студийцев! Это говорит о многом.

Участники «АлександриИ» в спектакле «Уроки французского» по Валентину Распутину

«Александрийцы» в спектакле по стихотворениям Бориса Рыжего

– Дмитрий, «АлександриИ» 10 лет! Это, конечно, для студии, как для живого организма, немало. Она совершенствуется, набирается опыта, знаний, взрослеют её выпускники, разлетаются по всей стране, в студию приходят другие. Кто-то связывает свою жизнь с театром, кто-то уходит в другие профессии, но на всю жизнь в их сердце останутся годы, проведённые вместе в «АлександриИ». Как же всё начиналось, как пришла идея её создания?

​ – В 2011 году меня пригласили вести театральную студию в Восточно-Сибирскую государственную академию образования. Мне было ​ интересно делиться опытом ​ с молодёжью, я работал с большим увлечением, и как-то Виктор Токарев, директор и режиссёр ТЮЗа, предложил мне организовать подобную студию в театре имени Вампилова. Примерно в это же время министерство по молодёжной политике проводило в нашем театре конкурс чтецов. Молодёжь читала стихи, прозу, отрывки из пьес Вампилова.​ Мероприятие называлось «Александр и Я». И я подумал: а ведь это готовое название для студии. Дали объявление о наборе. Желающие нашлись. В основном это были ​ студенты госуниверситета, академии образования, нархоза, других вузов и ​ колледжей. С этого и началось. Шёл 2012 год.

– Какой был первый спектакль?

– Спектакль​ «Собаки» по мотивам знаменитой повести Сергиенко «До свидания, овраг». В центре сюжета​ судьба стаи бродячих собак, обитающих в овраге на окраине современного мегаполиса, хорошо знакомых с человеческими предательством, подлостью и злобой. Каждая из них оказалась на улице по тем или иным причинам. У каждой из собак своя история, свой характер, свои мечты и свои обиды. Всё как у людей, которые однажды их предали. Кто-то из собак озлобился и желает отомстить, кто-то уже привык к бродячей жизни и ни во что не верит, а кто-то мечтает найти своего Человека.

​ – Очень хороший спектакль. Я в своё время писала о нём, он меня просто потряс. Правда, писала о той версии, которую ты делал уже с актёрами ТЮЗа. Смотрела про собак, а видела историю про людей, про то, как всем нам не хватает любви.

​ – Да, я делал его позже с нашими актёрами, но начало спектаклю положили мои ​ студийцы. Репетировали мы с ними полгода на малой сцене, потом Виктору Токареву показали прогон. Ему очень понравилась наша работа. Мы отыграли спектакль раз 15–20. Успех был большой.

Публика ходила на него по нескольку раз, и руководство театра решило в связи с большой популярностью ввести в спектакль наших актёров и включить его в репертуар театра. А позже его перенесли с малой на большую сцену. Спектакль и сейчас популярен. На него очень​ хорошо идут зрители. Если начиналась «АлександриЯ» с ребят, которым было по 17-18 лет, была одна группа, то теперь три возрастные группы, возраст самый разный – от 6 до 28 лет.

И тогда, и сейчас приходят те, кому близко театральное дело, малышей, конечно,​ приводят родители. Хотят, чтобы они развивались, раскрепощались, становились контактными, учились легко общаться,​ читать стихи, а так как занятия коллективные, они учатся дружить, понимать друг друга, помогать, познавать самих себя. Театр – это ведь целый мир, он​ родом из самой жизни, а значит, каждая театральная постановка всегда рассказывает нам о нас самих. Многие приходят посмотреть, как тут у нас и что, и остаются. Первые мои студийцы практически пропадали в театре весь день. Это был их второй дом. Мы были просто неразлучны, даже отдыхали вместе. У нас есть весёлая история, как мы вместе ездили отдыхать в Таиланд. У Лены Подорожко, тоже нашей бывшей студийки, а сейчас помощника режиссёра театра, тётя работала в турагентстве. Она помогла нам взять тур со скидкой. Мы сбросились, заказали автобус, чтобы уехать в Красноярск, оттуда было дешевле лететь. Поездка была одобрена родителями, поддержана ими. Очень хороший отдых тогда получился. Мы и там репетировали.

Нам всегда интересно вместе. Мы делали капустники, поздравляли наших артистов с премьерами. Постепенно начали вводить студийцев в массовые сцены в спектаклях театра, где это было необходимо. Первым спектаклем был «Щелкунчик» в постановке режиссёра Шарапко. Он тогда посмотрел ребят и решил, что они непременно должны участвовать в нём. Придумал для них игру в прологе и занял их в финальной сцене. Затем их пригласил Виктор Токарев в свой спектакль «Руслан и Людмила» поучаствовать в массовых сценах, и вот так постепенно они стали много играть в спектаклях идущего репертуара.

– И как строится форма обучения? По всем законам системы Станиславского? Ну там… Предлагаемые обстоятельства, сила воображения, упражнения на внимание, работа над мизансценой и прочее.

​ – (Улыбается) А как же! Всё на полном серьёзе. У нас и сценическое движение, и речь, и сценическое воспитание, актёрское мастерство. Преподают​ актёры театра – Сергей Павлов, Павел Матушевич, Никита Никитин, Илья Крикун.​ Педагог по вокалу из театрального училища Ольга Чиркова ведёт ансамблевое пение. Если мы​ занимаем ребят в спектаклях театра, значит, уровень их должен быть соответствующим. Они понимают, что это ко многому обязывает, дисциплинирует, учит ответственности.

– А как у вас появилось это стремление – преподавать?

​ – У меня всегда был к педагогике интерес, где-то глубоко внутри сидел, к этому я шёл постепенно. До поступления в Иркутское театральное училище я два года занимался в театральной студии Усть-Илимска. С самого детства родители куда только не отдавали меня: балетная студия, цирковая акробатика, бальные танцы, современная хореография, фото- и художественная школы и даже каллиграфическая студия… А 10-й и 11-й классы – это театральная студия в школе искусств. Ставили сказку Маршака «Двенадцать месяцев», где я играл роль профессора. Я страшно боялся. Шляпа на мне ходила ходуном, коленки тряслись. Меня отпаивали валерьянкой, но я сыграл, поборов страх. Спектакль шёл долго, раз 20, я освоился и уже не боялся, даже кураж поймал. А весной пришла в студию информация о наборе в Иркутское театральное училище.

Я заканчивал 11-й класс и решил туда поступать, правда, была ещё одна мечта. Привлекала романтика профессии железнодорожника. Мне казалось, что это интересно – быть машинистом локомотива, ездить, менять города, встречать рассветы, глядя из окна кабины, мне был приятен даже запах колёс электропоезда…​ Короче, с такими думами приехали​ с мамой в Иркутск. Сначала я поступил в железнодорожный институт – ИрГУПС, там раньше экзамены начинались, а затем был принят и в театральное училище. Мама мудро рассудила: «Выбирай, к чему больше душа лежит, тебе дальше жить». Я выбрал театр. С тех пор как я поступил в училище, летом на каникулы приезжал домой и делал концерты в школе искусств. Мои концерты и то, как деятельно я к ним подхожу, оценила​ директор ​ и предложила попробовать форму посложнее – поставить спектакль.

– Это уже творческий рост.

​ – В какой-то степени. Я ​ нашёл пьесу «Собаки». Именно та пьеса, с которой я потом начал «АлександриЮ». Пьеса зрителям нравилась, был большой успех. Отыграли 16 раз. Директор даже заплатила мне гонорар, по тем временам это были большие деньги. Позже я поставил «Простую историю» Марии Ладо. Сами шили костюмы, делали реквизит, в чём-то помогали родители. На следующее лето поставил спектакль по Марку Сергиенко «Игрушки». Это пьеса о старых игрушках, выброшенных на антресоль, но однажды они ​ оживают и пытаются сбежать с чердака.

– Словом, в Усть-Илимской школе искусств вы набирались практического опыта и при этом учились в Иркутском театральном…

​ – Да, постепенно делал первые шаги. Параллельно с «Простой историей» поставил спектакль «Замарашка» – про женскую колонию для малолеток. Чуть позже сделал отрывок по пьесе Разумовской «Домой». Список поставленных спектаклей разрастался, и получились утренний и вечерний репертуары. Так вышло, что на гастроли в Усть-Илимск приехал ТЮЗ имени Вампилова, и я отважился устроить показ своих спектаклей для артистов. После ко мне подошла заслуженная артистка России Галина Проценко и очень хорошо отозвалась о моей работе, о ребятах. Мне было приятно, тем более что и зрители в Усть-Илимске принимали наши спектакли с восторгом. Да и сам я уже не мог без этого, прирос​ душой и сердцем.

 – Получается, что все поставленные спектакли предваряли рождение «АлександриИ».

– Так и есть. Сейчас, когда студии уже десять лет, у неё большой репертуар. Как я говорил, сначала поставили «Собак», потом миниатюры по пьесам Островского, ​ спектакль по военным стихам, пьесу «Домой», отрывок из пьесы «Летучкина любовь»​ Орешникова. Очень хорошая пьеса, дети её обожают. Она подвигает на размышления,​ заставляет искать ответы на сложные подростковые вопросы, она как посыл для молодых людей, находящихся в сложных жизненных ситуациях. Затем пошли спектакли, где от ребят требуется владение пластикой тела, которую им сейчас преподаёт Паша Матушевич. С ребятами он поставил «С любимыми не расставайтесь» по Володину, «Две стрелы» того же автора, литературно-музыкальную композицию по стихам Бориса Рыжего.

Работая с ребятами, ты как личность растёшь сам, им свои знания передаёшь и чему-то учишься у них. Постоянно идёт взаимообмен энергиями. В какой-то мере работа со студией подтолкнула меня к дальнейшей учёбе и поступлению в Московский институт имени Б. Щукина на режиссёрское отделение. Сейчас я заканчиваю третий курс. Наши студийцы очень хорошо работают во многих репертуарных спектаклях ТЮЗа – это и «Синяя птица», и «Приключения Тома Сойера», «Ромео и Джульетта», «Век живи – век люби»,​ «Сураз», «Уроки французского», «Легенды седого Байкала», «Молодая гвардия», «Барышня-крестьянка», «Сказка о Золотой рыбке» и другие постановки. Они счастливы, что выходят на одну сцену с профессионалами, это обязывает быть лучше, глубже, ответственнее относиться к занятиям. ​

У нас скоро юбилейный вечер. 6 мая мы приглашаем к нам на праздник друзей, покажем ​ большую концертную программу, а в течение недели перед этим на малой сцене ТЮЗа будут идти наши спектакли. Уже сейчас с разных концов страны начали приходить видеопоздравления от бывших студийцев, а кто-то даже лично собирается приехать. Выпускники студии работают во многих театрах страны, учатся в престижных вузах, например в Московском институте имени Б. Щукина, в театральной школе О. Табакова – «Табакерке», которой руководит Владимир Машков, ГИТИСе, нашем театральном училище и других учебных заведениях. Я очень рад, что десять лет назад​ стал причастен к рождению «АлександриИ». Очень люблю своих студийцев, а они любят свою студию, наш театр – ТЮЗ имени А. Вампилова, у которого в этом году тоже юбилей – 95-летие. Даже уехав, мы не теряем связь друг с другом. Ниточка любви и дружбы не прерывается, и эту любовь они несут дальше.

Ссылка на статью в газете Восточно-Сибирская правда от 05.05.2023: https://www.vsp.ru/2023/05/05/poznavaya-samih-sebya/