Иркутский ТЮЗ им. А. Вампилова
На сайте используются cookie. Включите их в настройках браузера
Ваш браузер устарел и не поддерживает все необходимые функции. Обновите его или воспользуйтесь другим, чтобы попасть на сайт
На сайте используется javascript. Включите его в настройках браузера

«Я всегда иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает»

газета Байкальские «ВЕСТИ»

«Лишний» Печорин как предвестник «лишнего» Зилова

В иркутском ТЮЗе имени А. Вампилова состоялась очередная премьера. Дана жизнь давно известному, но не теряющему актуальности произведению – «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова. Постановку осуществил молодой режиссер из Москвы Иван Колдаре.

Кто есть герой? Какой смысл заложен в слове, произносимом нами почти ежедневно, что героического в том, что мы под этим словом подразумеваем, если вдуматься? Режиссер попытался посмотреть на широко известное произведение с новой стороны, найти в нем современные акценты, интонации, параллели.

«Но что мы еще не видели и не слышали в изученном, читанном со школьных лет старом добром "Герое…"?» – спросят иные.

– А то, что чем больше произведение на слуху, тем дальше мы уходим от его сути, – говорит Иван Колдаре, – лепим ярлыки, общие фразы, переходящие из уст в уста. В нашем спектакле мы предпринимаем попытку поиска пути к автору и от него в самой понятной форме, хотим разгадать и одновременно задать вопросы: кто герой, нашего ли он времени или все-таки вне времени, в чем смысл жизни, есть ли он, как его найти» и так до бесконечности.

Жанр спектакля режиссер определил как лирическую драму. В основе повествования – история жизни главного героя, Григория Печорина (артист Сергей Павлов), офицера русской императорской армии, личности сильной, загадочной, самолюбивой, страдающей, гениальной и одновременно циника, ни во что не верящего, противоречивого и неоднозначного.

Для этого произведения было непросто создать сценическую версию, которая бы органично из литературного повествования превратилась в пьесу. Главные трудности – отсутствие единого сквозного сюжета, новеллистический принцип построения романа и нарушение хронологии. Поэтому режиссер концентрирует внимание зрителя на нескольких значительных эпизодах из жизни офицера Печорина – «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мэри», «Журнал Печорина».

Нас вводит в спектакль рассказчик (артист Павел Матушевич), передавая слово Максим Максимычу (заслуженные артисты России Владимир Привалов и Николай Кабаков), его подхватывает Печорин, затем другие персонажи, снова возвращая к рассказчику. Так постепенно начинается погружение зрителя в действие и чуть приоткрывается внутренний мир главного героя.

На экране транслируется видео, которое помогает зрителю перенестись то в горное селение, то на крепостную стену, то на бал, то в сцены у питьевого источника. Завораживающе и органично смотрятся сцены танцев Бэлы (Анна Конончук и Виктория Криницкая) и ее подруг, где актрисам необходимо было научиться плавным красивым движениям девушек горных кавказских народностей, черкешенок, которые славятся грацией, идущей от древних обычаев и традиций этих народов. Здесь же можно сказать о зажигательном танце, который исполняет артист Максим Максименков в роли Азамата.

По мере углубления в ткань спектакля, все более погружаясь в судьбу Печорина, мы видим глубоко несчастного человека, который не может найти область приложения своим способностям, человека с уставшей душой, который многое уже перепробовал и теперь не видит смысла жизни. Ну, или не хочет видеть. Его ничто не радует – ни развлечения, ни знания, ни любовь светских красавиц. Встретив Бэлу, он будто очнулся. В уме промелькнуло: «А может, еще не все потеряно? Я могу еще любить?». Но, к сожалению, это было лишь увлечением, и он быстро понял, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни…».

То же произошло с княжной Мэри (артистка Любовь Гунькова) и ранее с Верой (Алена Жукова-Партысь, Анна Терехова). Почти все женщины, с которыми Печорин как-то был связан, увлекали только его воображение, но не душу. Он поддавался чувству, горел им, надеясь на то, что это успокоит. И быстро потухал. Но все же была в его жизни женщина, оставившая след. Это Вера, впоследствии тоже ставшая жертвой его характера, но именно с ней он впервые испытал сильные чувства, и их любовь была взаимна.

В прощальном письме героиня Веры довольно целостно описывает характер героя. Характеристики ему также дают Максим Максимыч, Грушницкий (артист Александр Стерелюгин), княжна Мэри, окружение, свое восприятие объясняет рассказчик… Но именно искренние слова Веры заставляют героя наконец-то, единственный раз за долгое время, поддаться чувствам, испытать душевный порыв и даже заплакать. В спектакле эта сцена решена лирически и поэтично, на Печорина падают, лист за листом, прочитанные и забытые письма.

На протяжении всего спектакля Печорин настойчиво повторяет, что «живет не сердцем, а головой», что взвешивает и разбирает и свои, и чужие страсти и поступки без сострадания к самому себе и к окружающим: из-за него погибает Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимыч, страдают Мэри и Вера, от его руки погибает Грушницкий.

Индивидуализм и эгоизм героя – причины его душевной трагедии. Образ Печорина поразительно напоминает другого героя, вампиловского Зилова, образ сложного, мятущегося человека, не нашедшего себя, человека с большим потенциалом, но не способного его реализовать. Тогда энергия талантливых людей, не нужных своей стране, начинает идти совсем не в ту сторону, губит их и все вокруг. Это и сегодня актуально и очень серьезно.

 Ко всему сказанному, фигура Печорина манит и увлекает, потому что он сильный, он любит жизнь и, постоянно бросаясь в водоворот приключений, посылает вызов судьбе и не боится жизни. «Я всегда иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает», – вот его девиз.

Хорошо, что молодые режиссеры берутся за такие сложные произведения и темы, давая классике сценическую жизнь. «Герой нашего времени», написанный в позапрошлом веке, не теряет своей актуальности, потому что в каждом поколении есть свои герои, свои Печорины, свои «лишние люди».

Ссылка на статью в газете Байкальские «ВЕСТИ» http://baikvesti.ru/new/_i_always_go_forward_when_you_don_t_know_what_to_expect_