Иркутский ТЮЗ им. А. Вампилова
На сайте используются cookie. Включите их в настройках браузера
Ваш браузер устарел и не поддерживает все необходимые функции. Обновите его или воспользуйтесь другим, чтобы попасть на сайт
На сайте используется javascript. Включите его в настройках браузера

Новое прочтение "Золотой рыбки"

Газета "Байкальские ВЕСТИ"

«Жили-были старик со старухой…», или Новое прочтение знаменитой сказки

В декабре, перед новогодними праздниками, иркутский ТЮЗ имени А.Вампилова представил зрителям яркие, зрелищные премьерные спектакли «Сказка о Золотой рыбке». Поставил спектакль режиссер, заслуженный работник культуры РФ Виктор Токарев.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина одинаково любимо как взрослыми, так и детьми. Многие зрители, в каком бы возрасте ни были, читают и перечитывают стихи, поэмы, прозу, сказки великого поэта. И нет в нашей стране человека, который бы никогда в жизни не читал или не слышал пушкинских произведений. А уж сказку «о Золотой рыбке», в которой поэт рассказал, насколько плохо быть жадным и алчным, наверняка читали все.

С одной стороны, вознаграждается сочувствие Старика по отношению к рыбке, с другой – справедливо наказывается жадность его жены. Как бы ни хотелось быстрее пройти путь от «разбитого корыта» до «владычицы морской», по велению Золотой рыбки это не сделать. И театр великолепно преподает урок того, как легко потерять все, поддавшись глупости и жадности.

Но давайте попробуем внимательнее вчитаться в сказку, как это сделал театр Вампилова, и нам вдруг начнут открываться в ней и другие смыслы и подтекст, о которых раньше не задумывались. Именно на них делает акцент режиссер Виктор Токарев, при этом абсолютно не противореча автору. Какие же еще смыслы? – спросите вы. Отвечаем: любовь!

Подумайте, разве ходил бы Старик столько раз к Рыбке, не любя Старуху? Бросил бы ее уже на второй, в крайнем случае, на третьей просьбе, сочтя за сумасшедшую. Что ему терять? Из совместно нажитого хозяйства – только землянка да рассохшееся корыто. И зачем дальше мучиться? Но не ушел. Останавливала и не отпускала любовь к вздорной бабе. Решил добром, терпением и смирением переждать этот непростой в их жизни период.

Старик понимал, что Старуха должна «перебеситься», побороть своих внутренних демонов, которые разжигают в ней пламя необузданных желаний. Он, безнадежный романтик, простой скромный трудяга, несмотря ни на что любит свою жену такой, какая есть, прощает и ждет, когда она станет прежней, какой была когда-то. Не зря в финале спектакля они выходят из глубины сцены вдвоем, обнявшись, согбенные от старости, отяжелевшею походкой, прошедшие испытания, но не разлучившиеся, не отказавшиеся друг от друга, очень напоминая гоголевских «старосветских помещиков» или тургеневских старичков Базаровых.

Поняв всю тщету своих непомерных желаний и амбиций, старуха винит себя и понимает, что побеждает правота и любовь Старика к ней. Она припадает к нему и опускается на колени. И тогда ты понимаешь, что обыкновенная детская сказка выходит за обычные свои пределы, становясь мудрой философской притчей, и звучит по-новому. А задача добра не в том, чтобы зло убрать из жизни, а в том, чтобы научиться сильно-сильно любить, и тогда зло должно трансформироваться в добро.

Красивы и впечатляющи декорации в палехском стиле, выполненные по эскизам художника Татьяны Ларёвой, которые зрительно переносят нас то в ветхую землянку, то на берег моря, куда «старик ходил ловить неводом рыбу», то в боярские и  царские палаты, то на площадь, где разворачиваются народные игрища и гуляния. А то и в бесконечную Вселенную, коей захотела владеть Старуха, «совсем слетев с катушек», как выразился один юный зритель.

Великолепные, яркие, по-праздничному броские и нарядные костюмы того же художника в многочисленных массовых сценах, играющих в спектакле далеко не эпизодическую роль. Напротив, именно массовые сцены, как камертон происходящего, показывают градус накала и свое отношение к событиям, ярче и острее подчеркивают значение той или иной картины, задают атмосферу действия и его ритм.

В спектакль введены элементы гротеска, пародии, сатиры, с включениями цирковых трюков, традиций площадного русского театра. Поэтому спектакль получился динамичным, где-то смешным и веселым, при этом умным и поучительным.

Все персонажи по-св­оему выразительны. Это образы главных героев: Старуха – артистка Марина Егорова, Старик – заслуженный артист Республики Бурятия Владимир Безродных, Рыбка – Любовь Гунькова и Людмила Ревтович, Сказительница – Людмила Попкова. Никто не бо­ится ярких, гротеск­ных красок, несет образ, глубину, тонко и точно передавая характер. Все органичны, каждому можно сказать много добрых слов. А как ярки и интересны массовые сцены: бояре, царская дворня, скоморохи, цыгане, в которых занята вся труппа и участники театральной студии при театре «АлександриЯ» и хореографической – «Мотылек»!

Трудно было представить, что сегодня «Сказку о Золотой рыбке» можно прочесть настолько заново. Театр дал повод для размышлений, здесь я увидела другого Пушкина – яркого, легкого, шутливого, с юмором, где-то хулиганистого и задиристого в удивительно современном спектакле. И, что главное, он пришелся по вкусу и детям, и сопровождавшим их родителям, потому что тема его – вне времени. Мораль проста и понятна: не материальные блага делают людей счастливыми, а бескорыстие и добро, которые мы сами творим и отдаем другим. И конечно, любовь. Любовь одного человека к другому, ведь она – главный движитель всего на земле.

Лора Тирон

Ссылка на статью от 22.10.2019 в газете Байкальские «ВЕСТИ» https://baikvesti.ru/new/_lived-were_the_old_man_with_the_old_woman______or_a_new_interpretation_of_the_famous_fairy_tale