Иркутский ТЮЗ им. А. Вампилова
На сайте используются cookie. Включите их в настройках браузера
Ваш браузер устарел и не поддерживает все необходимые функции. Обновите его или воспользуйтесь другим, чтобы попасть на сайт
На сайте используется javascript. Включите его в настройках браузера

Огонь сопротивления

Газета "Байкальские ВЕСТИ"

О спектакле «Молодая гвардия» на сцене Иркутского ТЮЗа

Первая мысль при виде названия на афише – «датский» спектакль, дань памяти Великой Победе, 75-летие которой мы отметили в минувшем году. Да, он вписывается в тему. Удивительно другое: театр взял к постановке один из культовых романов советской эпохи. Роман о краснодонцах не только пользовался популярностью, он был обязательным для прочтения у нескольких поколений старшеклассников, был экранизирован, фильм стал киноклассикой – что можно нового сказать сегодня этим романом? Эпоха ушла в прошлое, унесла с собой идеалы, ей присущие. А новая поспешила отказаться от прежней героики-патриотики, и мы сегодня не успеваем поражаться, насколько другим стало юношество, родившееся и выросшее во времена изменившихся ценностей.

В авторской редакции

С первых минут стало понятно, что режиссер-постановщик, он же автор инсценировки, заслуженный работник культуры РФ Виктор Токарев в своем подходе к роману Александра Фадеева выбрал путь самый что ни на есть прямой: не соблазняясь жанром «по мотивам», не изощряясь в импровизациях, нередко ведущих к искажению смысла, заложенного писателем. Токарев как будто отодвинулся, полностью доверясь автору, – это с одной стороны, с другой – не заискивая перед современным зрителем, он бесстрашно ввел его в «трагедию героического сопротивления», точно прописав свою задачу на первой страничке театральной программки. И спектакль получился пронзительным.

Зрители среднего и старшего поколения не могли сдержать слез, подростки, заполнившие зал, в подавляющем большинстве не отрывали глаз от сцены, потому что это было невозможно – так играли актеры!

Когда в одну точку сходится все: и сценарий, и режиссерский замысел, и ясность актерского понимания, что и как играть, судить о таком действе рассудочно тоже невозможно, требуется некоторое насилие над собой. Поэтому должна предупредить: мои заметки пройдут по касательной – удача есть удача, тут много слов не требуется.

Набат невозможно прервать

Вот первая сцена: цветущая юность на цветущем лугу. Нежная, чистая лилия, которой так любуется Ульяна Громова (артистка Виктория Криницкая), как символ гармонии высокого неба, земного благоухания, полноты молодых чувств. И – грохот бомбардировщиков, заглушивший беспечный девичий смех. Они летят, чтобы смести все это благолепие с лица земли… Сцена-пролог, от которой Токарев не отказался, – и поступил правильно.

Дальше все идет согласно логике внезапного нашествия: растерянность людей, неготовых ни стать жертвами, ни защищаться: уезжать – не уезжать? Все-таки уезжать, бежать от беды! Горстка молодых, в том числе совсем юных краснодонцев принимает решение вступить в борьбу. Подполье, организованное партией и комсомолом, общее воодушевление, надежда на победу, клятва. Жажда жизни перерастает в жажду борьбы со злом, эту жизнь разрушившим, и все подчинено единой цели.

Виктору Токареву удалось выбрать из романа Александра Фадеева ключевые эпизоды, соединить сюжетно так, что действие развивается быстро, упруго и остро и укладывается в два часа с минутами. Антракта нет, его и представить нельзя в таком напряжении! Нельзя прервать звучащий набат.

Как говорить об игре актеров, если все играли с полной самоотдачей и при этом легко, не форсируя голоса, создавая непохожие характеры? Им оказалось по силам выразить лучшие молодые чувства: верность в дружбе, преданность в любви, не побежденной подступившей смертью, нежность к матерям, обостренную болью за доставленные страдания. И даже великодушие к слабым, понимание, что кто-то не выдержит пыток…

В спектакле около пятидесяти действующих лиц: молодогвардейцы (их восемнадцать), матери, бабушки, жители шахтерского города, несколько вражеских персонажей плюс массовка: красноармейцы, беженцы, раненые, военнопленные, торговцы на рынке. И все это уместилось, ничто не показалось лишним! Конечно, кто-то провел на сцене больше времени и притянул к себе больше внимания. Это совсем молодой Павел Матушевич в роли Сергея Тюленина – пластичный, подвижный как ртуть, отчаянный. И более опытные: Александр Стерелюгин (Олег Кошевой) – убежденный борец, постоянно думающий о подготовке диверсионных операций, о своих товарищах; Людмила Ревтович (Любовь Шевцова) – артистка, самая настоящая, притом талантливая во всех своих действиях; Сергей Павлов (Иван Туркенич) – собранный, немногословный, сразу видно: человек с военным опытом… Можно продолжать, можно назвать и тех, кто занял всего несколько минут, но запомнился. Так, Владимиру Безродных, заслуженному работнику культуры Республики Бурятия, занятому в роли начальника шахты Андрея Валько, хватило времени, чтобы раскрыть характер спокойного, уверенного в своей правоте человека, и не подумавшего идти на сделку с врагом.

Материнская тема заслуживают отдельного слова. Мать Олега Кошевого, близкая по стойкости сыну (артистка Марина Егорова). Не умеющая сдерживать чувств мать Сергея Тюленина (артистка Елена Грищенко). Горько раскаивающаяся в своей недогадливости, кем на самом деле была ее дочь, мать Любы Шевцовой (артистка Татьяна Чадина). Такие разные, они сходятся в одном: не могут остановить своих детей на их геройском, но смертельном пути…

Фигуры матерей в траурном одеянии появляются дважды: в начале и в конце, закольцовывая таким образом действо великой материнской скорбью. К ним ручейками сбегаются дети – в первый раз словно из довоенных мирных дней, во второй – они уже ангелы, прилетевшие с утешением…

Образы врагов-фашистов, майстера Брюкнера и вахмистра Балдера, пришедших покорять народ другой страны, вполне убедительны в исполнении заслуженных артистов РФ Владимира Привалова и Николая Кабакова. Жестокость, безжалостность, коварство – главные средства в подавлении сопротивления. Кажется, театр намеренно использовал плакатный прием в их изображении – он уместен.

Когда на сцене вырастает и делает шаг вперед стена в латах и масках, за которыми не видно живых лиц, и какое-то время стоит в угрожающем молчании, это уже не просто зло, побежденное много лет назад. Перед нами явление механической силы, образ мирового зла, способного возвращаться, когда появляются для него условия.

«Двигаемся дальше»

После премьеры мы побеседовали с автором спектакля Виктором Степановичем Токаревым, и он ответил на несколько моих вопросов.

– «Молодая гвардия» была выбрана для постановки не для того, чтобы поставить галочку в юбилейной теме. Даже молодые артисты не могут согласиться с переписыванием истории. Это посягательство на святое, на память о жертвах Великой Отечественной… Молодогвардейцы (и в этом я убежден) – великомученики, сознательно принявшие на себя страдания от пыток и истязаний. Такое представление о них стало объединительной идеей для всех участников спектакля. Ведь были задействованы не только профессиональные артисты. В массовках поучаствовала и театральная студия «АлександриЯ», и даже родители юных студийцев! Все отнеслись очень ответственно. Спектакль был подготовлен в год 75-летия Великой Победы, но из-за пандемии премьера была перенесена на 2021 год…

И потом, мы попали в ситуацию, когда современная молодежь не просто не получает патриотического воспитания, она испытывает элементарный информационный вакуум, лишена подлинной истории своей страны. Театр юного зрителя никогда не отказывался ни от просветительной, ни от воспитательной задачи. Посмотрите наш репертуар 93-го сезона: примерно половину в нем занимает отечественная классика. И должен сказать, мы находим понимание у государства. Ныне ТЮЗ получает финансовую поддержку от федерального центра: работает программа Министерства культуры РФ «Культура малой родины» – она для театров малых городов и ТЮЗов. Помогает и правительство Иркутской области. Так что есть возможность двигаться дальше в этом направлении.

Времени не подвластны

 И снова возвращусь к спектаклю. Что все-таки произошло в зале ТЮЗа имени А. Вампилова на премьере в эти апрельские и майские дни? Почему хрестоматийное произведение из советского времени взволновало так, будто явилось что-то новое и в то же время понятное всем и принятое всеми? И почему оказалось возможным объединить разные поколения единым переживанием? Так, в моей семье дед и 15-летний внук вышли из театра одинаково потрясенными.

Роман Фадеева, написанный по следам событий, исторически достоверен, и герои его настоящие, непридуманные. Писатель шел не только от документов – оставались еще конкретные свидетельства и живые свидетели той высокой трагедии. Они-то и помогли перенести огонь, которым пылали сердца молодогвардейцев, из жизни на книжные страницы.

Этот огонь самопожертвования поднял роман над тем, что есть временное, например идеологические рамки страны, характерные для определенного этапа ее развития, и присоединил к тому, что незыблемо в вечности, в национальной памяти, – преклонению перед отдавшими жизнь «за други своя» – за свой народ, чтобы он остался на земле.    

Этот огонь притух-приутих на какое-то время, но вот настал час, и он возгорелся снова – благодаря театру, ощутившему пульс новой эпохи.

Слезы зрителей – они не только от проникновенной игры актеров, но и от горечи утраченного светлого романтизма, энтузиазма, упорства в устремленности к большой цели. Но если молодежь на сцене смогла сыграть подобный спектакль, а молодежь в зале смогла воспринять его, не означает ли это, что сопротивление злу, и не только в военное, но и в мирное время, например противостояние «разрухе в головах», как выразился другой классик из других, похожих на наши разломных десятилетий, – не означает ли, что такое возможно?..

Путь уже просматривается: не бояться прямых ответов на вызовы времени и объединиться для огромной восстановительной работы, черпая из духовного опыта прошедших веков все созидательное, вытесняя разрушительное. Набатно прозвучавший спектакль «Молодая гвардия» зовет в эту сторону.

Валентина Семенова, специально
для «Байкальских вестей».

Ссылка на статью в газете "Байкальские ВЕСТИ" от 1.06.21: https://baikvesti.ru/new/resistance_fire