Иркутский ТЮЗ им. А. Вампилова
На сайте используются cookie. Включите их в настройках браузера
Ваш браузер устарел и не поддерживает все необходимые функции. Обновите его или воспользуйтесь другим, чтобы попасть на сайт
На сайте используется javascript. Включите его в настройках браузера

Гоголевский ревизор: наши дни

Общественно-политическая газета "Областная"

Гоголевский ревизор: наши дни

На сцене Иркутского ТЮЗа им. А. Вампилова состоялась премьера спектакля «Ревизор». Молодой режиссер из Санкт-Петербурга Антон Свит взглянул на Гоголя по-новому. Текст первоисточника сохранен, но действие комедии перенесено в современную Россию. Главный герой Хлестаков щеголяет в люксовых брендах, ездит на автомобиле бизнес-класса, получает взятки айфонами…

Герои знаменитой гоголевской комедии в новой постановке одеты не во фраки и мундиры, они не ездят в бричке и не пишут гусиным пером, а выглядят как люди XXI века: предпочитают иномарки, модные гаджеты, современные костюмы. Сюжетная канва сохранена, не изменились и нравы героев. Персонажи «Ревизора» абсолютно узнаваемы, это все те же чиновники-бюрократы, которые превышают свои полномочия ради собственной выгоды. В провинциальном городке процветает взяточничество, казнокрадство, мошенничество.

– Хотелось подойти к пьесе как к современной, будто Гоголь написал ее сегодня. При этом мы практически не меняли авторского текста, но постарались сделать так, чтобы он не звучал, словно музейный экспонат. Для меня самое интересное в «Ревизоре» – логика персонажей. Она настолько смешна, абсурдна, но она железная. Вот приходят Бобчинский и Добчинский и говорят, что в гостинице – молодой человек, денег не платит, никуда не едет, три недели живет. Значит, ревизор. Это, конечно, глупость, но все в нее верят. И вот мне хотелось об этом поговорить со зрителями, – делится мнением режиссер.

По его словам, работать над спектаклем по классике сложнее, чем по современной пьесе, к тому же «Ревизор» – пьеса ходовая, ее многие ставили. Нет смысла повторять предшественников. Зритель ожидает новое видение знакомой истории. Работали над спектаклем всей труппой. Многие творческие решения пришли во время репетиций.

Создателям спектакля удалось показать не просто комедию нравов определенного исторического периода, а фантасмагорию в двух действиях. Одна из особенностей постановки – разрушена «четвертая стена», зритель – соучастник действий. Например, то и дело вступает со зрителем в диалог Павел Матушевич в роли Хлестакова: предлагает публике купить у него брюки, жалуется, что у него совсем нет денег, просит в долг 30 рублей на пропитание.

Пространственное решение спектакля получилось интересным, с парадоксальными сочетаниями: сцена усыпана землей, в центре – стол, за которым собираются чиновники, на потолке – нарядная люстра. За декорации и костюмы отвечала художник-постановщик Дарья Здитовецкая из Санкт-Петербурга. Она рассказала, что, работая над сценографией, опиралась, прежде всего, на свои ощущения, чувства, эмоции.

– Спектакль делали с какой-то невероятной легкостью, задором, интересом. С Антоном Свитом не в первый раз сотрудничаем, поэтому уже понимаем друг друга с полуслова, – отметила художник-постановщик.

Ссылка на статью в Общественно-политической газете "Областная" от 13.10.21: https://www.ogirk.ru/2021/10/13/gogolevskij-revizor-nashi-dni/

Автор: Матрена Бизикова