Иркутский ТЮЗ им. А. Вампилова
На сайте используются cookie. Включите их в настройках браузера
Ваш браузер устарел и не поддерживает все необходимые функции. Обновите его или воспользуйтесь другим, чтобы попасть на сайт
На сайте используется javascript. Включите его в настройках браузера

Иркутский ТЮЗ в "Страстном бульваре"

ИРКУТСК. Вечера с Валентином Распутиным

В марте Иркутск широко отмечал 85-летие своего великого земляка Валентина Распутина. Иркутский театр юного зрителя имени А. Вампилова посвятил этой дате собственные «Вечера с Валентином Распутиным», ставшие праздником для всего города. Создатель этого проекта — директор театра, заслуженный работник культуры РФ Виктор Токарев. В течение двух недель и на большой, и на малой сценах ТЮЗ показывал свои спектакли по произведениям Распутина; после спектаклей проходили творческие встречи с молодежью, а в главном фойе театра работала уникальная выставка о жизни и творчестве писателя. Этот театр связывала с Распутиным многолетняя творческая дружба. Здесь его произведения ставились постоянно. «Последний срок», «Прощание с Матёрой», цикл вечеров «Валентин Распутин: Иркутск с нами», «Земля у Байкала»… Словом, имя Распутина всегда делало честь ТЮЗу, а ТЮЗ отвечал ему взаимной любовью. Четыре последних распутинских премьеры стали основой этих юбилейных мартовских вечеров. Спектакль «Уроки французского», которым 15 марта, в день рождения писателя, открывались распутинские вечера, поставил Александр Гречман. Постановка задумана в рамках проекта «Сцена для всех» — словом, когда и актеры и зрители располагаются на сцене, становящейся их общим пространством. Именно этот формат был необходим для проникновенного и, в общем, камерного распутинского рассказа о величайшем человеколюбии и гуманизме. «Уроки французского». Валя маленький – С. Шишмарёв, Валентин взрослый – А. Стерелюгин, Лидия Михайловна – А. Терехова. Казалось бы, трудно после замечательного фильма Евгения Ташкова 1978-го года что-то лучшее придумать на сцене — однако режиссер нашел собственный путь к этому сюжету, сделав очень живой и захватывающий спектакль. В повествовании нашла себе место и кинохроника 40-х (действие происходит в 1948-м году), и бурная народная жизнь, и пронзительное авторское повествование. Ну, а стержнем всего стал непрерывный диалог автора - Валентина взрослого (Александр Стерелюгин) — с Валентином-мальчиком. Эта режиссерская находка вместила в себя и неповторимую распутинскую тональность, и перекличку автора со своим детством (ведь мы знаем, что рассказ «Уроки французского» автобиографичен). Взрослый Валентин, наделенный удивительным даром сопереживания, опекал и защищал своего маленького двойника, направлял, помогал, поддерживал, учил — не спуская с него глаз ни на миг. А маленького Валентина сыграл участник драматической театральной студии «АЛЕКСАНДРиЯ» (что обозначает: «Александр Вампилов и Я») Семён Шишмарёв. Сыграл неожиданно тонко и легко — и мы не забудем ни знаменитый его обед с учительницей Лидией Михайловной, ни получение посылки с гостинцами, ни его отчаянной игры в «чику», чтобы заработать себе на молоко, ни того, как он укладывался спать на деревянную лавку, укрываясь собственной телогрейкой… Мы запомним и саму Лидию Михайловну (Анна Терехова), одухотворенную нежностью, и пронзительные глаза валиной мамы (Анжела Маркелова), тревожащейся за сына, отправленного в райцентр на учебу, и несгибаемого директора школы Василия Андреевича (Николай Кабаков), и еще многих участников этой истории, произошедшей когда-то с самим Распутиным. Продолжала распутинские вечера грандиозная байкальская былина «Век живи — век люби», поставленная Виктором Токаревым по одноименному рассказу и очерку «Вниз и вверх по течению». Рассказ — о мальчике-подростке, впервые оказавшемся в заповедной байкальской тайге и открывшем для себя великий космос природы. Очерк — о том, как молодой литератор, ставший горожанином, возвращается в свою родную деревню на Ангаре и не узнает ее, поскольку былая деревня затоплена водохранилищем, а новая так и не стала ему родной. Оба распутинских текста слились на сцене в общий байкальский эпос — каковым на деле и является вся распутинская проза. Парнишка Санька (Павел Матушевич) под предводительством деревенского дядьки Митяя (Владимир Безродных) отправился далеко в тайгу на сбор голубики — да выяснилось, что два дня подряд он собирал ее в оцинкованное ведро — чего делать категорически нельзя, и всю голубику пришлось выбросить. Но этот неудачный опыт как бы и не в счет по сравнению с первым воссоединением с природой и великим душевным восторгом, испытанным юной душой. Эту природу мы видим на сцене в роскошной фотоэкскурсии по Байкалу, на фоне которой жгут костры и живут своей маленькой человеческой жизнью ее младшие представители — люди. А тем временем молодой писатель Виктор (Александр Стерелюгин) плывет на теплоходе вниз по Ангаре в село, где он когда-то родился. Он сходит на берег, где его встречают отец и мать, и патриархальные картины в окружении многочисленной родни, с раздачей городских подарков, с долгим русским застольем, частушками да плясками, пронизаны скорбью о разрушительных переменах, произошедших в вековом деревенском укладе, в вырубленных лесах, в жизни самой реки Ангары, из которой теперь даже воду пить нельзя… Крупные спектакли распутинских вечеров сменялись камерными. И был показан на малой сцене театра диптих о любви: первое действие — «Рудольфио», второе — «Женский разговор». Рассказ «Рудольфио» экранизировался неоднократно, видеть его на сцене еще не приходилось. Впрочем, в рассказе этом сплошной диалог, как в пьесе — он так и просится на подмостки! Томящаяся от одиночества, от отсутствия родственной души старшеклассница 60-х (Анна Конончук) неожиданно влюбляется в женатого взрослого человека, с какой-то безоглядной пылкостью и детской наивностью. В ней есть безумие — но столько же и чистоты, есть легкость и бесконечное очарование. Она светится от любви, и восторженная улыбка пронизывает все ее существо. Его, Рудольфа, играет Сергей Павлов — милый, интеллигентный и ошарашенный рухнувшим на него событием. Они встречаются, напряжение странной ситуации растет. Что и кому делать в сложившихся обстоятельствах — неясно. Зато есть прелестный, полный недосказанности и вечных вопросов, этюд о любви. Невесть откуда свалившейся и сверкнувшей, как солнечный луч. Поставил эту вещицу Виктор Токарев, явив себя не только мастером эпопей, но еще и тонким, нежным романтиком. Второй рассказ, «Женский разговор», стал невольным продолжением первого. Тут также молодая девочка — но уже потерпевшая первое жизненное крушение, после которого отправлена на адаптацию к бабушке в деревню. И вот бабушка и внучка, два разных поколения и два разных мира, пытаются найти общий язык, услышать друг друга и понять. Внучка Вика (Любовь Гунькова), полная боли, вины и раскаяний по поводу своего непоправимого поступка, меж тем дерзка и упряма, и поначалу нет никакой надежды на взаимопонимание сторон. Но бабка Наталья (Людмила Попкова), оснащенная мудростью вековых традиций, владеющая стихией исконной и диковинной народной речи, рассказами о своей жизни смогла завоевать доверие внучки, помогла ей осознать свое женское предназначение в мире. Как? Наверное, это надо увидеть лично, услышать этот интимный и очень непростой «женский разговор», поставленный Еленой Константиновой. Сибирскую быль «Живи и помни» также поставила Елена Константинова, создав поэтический эпос о героях, ставших нарицательными и «вечными» в распутинской прозе. Вот они: Андрей, дезертировавший с фронта, не дождавшись конца войны, и Настёна, ставшая его спасительницей, живительной силой и связью с мирозданием. На сцене — былинный сказ о старой ангарской деревне: вот огромный иконостас с многочисленными портретами предков, вот вдали и сама деревенька с маленькими домиками на берегу реки. Вот ее жители, словно вышедшие прямо из повести и занятые вечным сельским трудом. В Настёне и Андрее, мучительно ищущими выход из ситуации, в которой оба они оказались преступниками, есть отблеск героев античной трагедии, вопрошающих небеса о своей судьбе, молящих о справедливости и милосердии. В своих монологах они говорят с Небом, Богом и силами Природы, ища свой смысл и свое оправдание. Настёна (Анжела Маркелова), белокурая, кроткая и нежная, порой похожа на ангела, отрывающегося от земли в своих помыслах о недостижимом счастье. Андрей (Александр Стерелюгин), терзающийся сам и мучающий Настёну, в глубине души полон романтизма, прорывающегося в возвышенных и нежных любовных сценах. Мы сочувствуем им обоим, этим заложникам вечности, зная, что в истинной трагедии спасительного финала не будет.

Автор Ольга Игнатюк

Статья в театральном журнале "Страстной бульвар" №7-247/2022: http://www.strast10.ru/node/5968 
В цвете: http://www.strast10.ru/files/sb-7247-2022-web.pdf