К юбилею театра – о людях театра: Вера Сулименко
30 октября, 2023
Иркутскому областному театру юного зрителя имени А. Вампилова – 95 лет
Встречи с одним и тем же человеком, но в разные годы и при разных обстоятельствах кажутся случайностью. В 1990-е, теперь уже далекие годы мне пришлось обратиться в администрацию Иркутского района. По работе – я тогда занимала должность организатора литературных вечеров и творческих встреч при Иркутском отделении Союза писателей России. Предстояло договориться о выступлениях писателей в сельской глубинке, на сельхозпредприятиях района.
Так я оказалась в кабинете Веры Михайловны Сулименко –начальника отдела по работе с территориями и районной думой. Первое, что удивило: приветливая, миловидная женщина поняла меня буквально с полуслова. Посетовала, что поездки писателей на село прервались в последние годы, а дело это нужное. Мы быстро договорились о времени встреч, выделении транспорта, о том, что люди на местах будут предупреждены. Задуманное состоялось, а у меня осталось благодарное чувство к сотруднице официального учреждения, не похожей на чиновника в привычном представлении.
Через какое-то время попалась на глаза книга очерков «Земля моя родная», 2001 года выпуска. В ней рассказывалось о тружениках хозяйств Приангарья, об истории сёл Максимовщина, Горохово, Никольск, Оёк, Хомутово и других. Среди авторов увидела знакомые имена членов Союза писателей России: Анатолий Байбородин, Ким Балков, Юрий Балков, Василий Козлов, Евгений Суворов, Валерий Хайрюзов. Редактором-составителем сборника значилась Вера Сулименко. Вместе с главным редактором газеты Иркутского района «Ангарские огни» Тамарой Селяндиной она сумела объединить немалый авторский коллектив в работе над такой важной темой, как село и культура, которая была раскрыта не формально, а в живой связи с судьбами людей. Сборник выдержал два издания и сегодня является библиографической редкостью в разделе краеведения, что говорит само за себя.
Вера Михайловна во второй раз удивила меня: чтобы подготовить такую книгу, нужен и обширный кругозор, и литературный опыт.
Так кто же она по профессии? Все разъяснилось в 2007 году, когда я встретила Веру Михайловну в Иркутском ТЮЗе имени А. Вампилова как заместителя директора театра по работе со зрителем. Случайностью это было лишь для меня, но не для нее, вернувшейся, как оказалось, на первое место работы. Так я узнала, что Вера Михайловна – филолог, после окончания Иркутского госуниверситета поступила в ТЮЗ по приглашению главного режиссера Л.Д. Титова сначала на должность педагога, а вскоре стала заведующей литературной частью. Это был 1975 год.
С детства, со студенческих лет увлеченная театром, Вера вошла в мир, где «все было ново, интересно»: обсуждения, дискуссии, выходящие за рамки спектакля, с размышлениями о смысле искусства, его влиянии на реальность. В памяти актеров жил Александр Вампилов, с которым театр подружился еще в конце 60-х. Чуть позже на сцене ТЮЗа продолжали появляться такие пьесы, как «Жестокость» П. Нилина, «Остановите Малахова» В. Аграновского, «Жестокие игры» А. Арбузова, «Дети Ванюшина» С. Найдёнова, «Милый Эп» нашего земляка Г. Михасенко. «Что ни спектакль – то открытие», – напишет она почти тридцать лет спустя в книге «Цветы и годы», посвященной 75-летию ТЮЗа, в воспоминаниях «С театром на всю жизнь». Фотография тех лет из той же книги подтверждает душевный настрой юной Веры Сулименко: глаза доверчиво и безбоязненно смотрят на мир в ожидании новых открытий.
Завлит успевала все: писала статьи о театре, была автором и ведущей многих передач на телевидении, работала над буклетами и ежегодной театральной газетой, с гастролями проехала практически всю Иркутскую область и крупные региональные центры, в 1980 году организовала гастроли в крупных городах Крыма. Так трудятся, если занимаются любимым делом.
Охотно продолжив образование, она в 1984 году окончила Государственный театральный институт имени А.В. Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства), позже присовокупились еще высшие профсоюзные курсы, и последовало назначение – директором театра юного зрителя. И она сумела принести много полезного на этом посту. Именно ею был организован и выполнен серьезный ремонт-реконструкция здания театра – оно еще почти два десятилетия находилось в рабочем состоянии. Были организованы гастроли – дважды в Москве, во Фрунзе, Кемерове, в городах и районах Иркутской области.
То был конец 1980-х, последние годы стабильности в стране СССР. Возвращение Веры Михайловны в ТЮЗ спустя полтора десятка лет пришлось на новое время, которое для многих стало временем выживания. В том числе и для театра. Появились такие понятия, как «культурные услуги населению», маркетинг, потребовалось умение выгодно продавать спектакли зрителю, переживая все последствия сугубо экономического подхода.
А еще появилась мода перепрофилирования театров юного зрителя в молодежные, где больше возможностей «раскрутки» в сторону всяческих свобод, и прежде всего свободы от воспитательных задач. Такая угроза нависла и над Иркутским ТЮЗом в начале 2010-х годов… И здесь Вера Михайловна не осталась в стороне. Именно тогда общими усилиями представителей разных организаций и руководства театра удалось остановить столь разрушительный процесс.
Окончательно ли? – уверенности не было. Потому что долгие годы сохранялось странное противоречие. С одной стороны, государство освобождало себя от воспитательных целей, рассчитывая на семью (школа ограничивалась лишь «образовательными услугами»), с другой – рабочий день родителей составлял уже не восемь часов: чтобы не бедствовать, они вынуждены трудиться гораздо больше. Дети оказались заброшены даже в благополучных семьях, зачастую попадали и до сих пор попадают в зависимость от устройств с говорящим началом в названии – гаджетов. Так кто же будет заниматься воспитанием? Очевидно, эта миссия переходит к библиотекам, Домам детского творчества, музеям, спортивным секциям и, конечно, к ТЮЗам.
Вопрос продолжает оставаться острым, если десять лет спустя, в начале 2020-х, под ударом оказался бывший Иркутский государственный педагогический институт, присоединенный к госуниверситету, а перед тем был разрушен Институт иностранных языков, тоже педагогический. Столь бездумная «оптимизация» говорит о том, что проблема воспитания детей до сих пор не осознана по-настоящему.
Вера Михайловна Сулименко оказалась в нужное время в нужном месте. Иркутский областной ТЮЗ им. А. Вампилова находится в числе тех театров, что сопротивляются сползанию вниз театральной культуры и не желают отказываться от специфики театра для детей и юношества – он продолжает ставить сказки и удивлять ими во время гастролей другие регионы, потерявшие ТЮЗы. Идут спектакли для подростков, молодежи с опорой на творчество известных драматургов, в том числе и современных, болеющих за неокрепшие души. Вот некоторые из прошедших и недавних лет: «Я скучаю по тебе» по А. Володину, «Это все она» по А. Иванову. Спектакли по Распутину: «Век живи – век люби», «Рудольфио», «Живи и помни», «Уроки французского», «Сарафановы» по Вампилову, «Иннокентий» по пьесе В. Хайрюзова, «Мальчики» по Достоевскому, «Молодая гвардия» по Фадееву и другие.
Заметим и такой обнадеживающий факт в общей ситуации с театрами: в последние годы повысилось внимание со стороны местной и федеральной власти. Заработал проект «Большие гастроли», позволяющий выступать в разных городах страны, следующим стал «Культура малой родины» – в поддержку театров малых городов.
Но лучше дадим слово Вере Михайловне – ей есть что сказать о горячих буднях в стенах, ставших родными:
– Что я думаю о сегодняшнем назначении детского, юношеского театра? Я глубоко убеждена, что выбранная нашим руководителем, заслуженным работником культуры РФ Виктором Токаревым творческая платформа абсолютно верна и необходима. Главное в ней – формирование нравственной опоры в юной душе. Ни в одной репертуарной афише вы не встретите такой обоймы русских народных сказок, пьес отечественной и зарубежной классики, современной драматургии, как в нашем театре. Это первое. Второе – разнообразие форм работы со зрителем.
Начнем с самых маленьких зрителей, с «семейных просмотров» таких спектаклей, как «Коза-Дереза» А. Степанова, «Мымрёнок» В. Афонина, где дошколята и младшие школьники вместе с родителями постигают азбуку человеческих отношений, учатся рассуждать об увиденном. Где происходит, быть может, самое важное – сближение детей и родителей. Для более старших –проекты «Театр и школа», «Театр и молодежь», реализация Всероссийского общеобразовательного проекта «Культура для школьников» – все это направлено на то, чтобы театр стал дискуссионной площадкой для думающей молодежи, побуждал к интеллектуальному общению. Вспоминаю недавний «школьный зал» (а есть еще «молодежный», «учительский»), где старшеклассники, педагоги и Школьный парламент сопереживали происходящему в спектакле «Век живи – век люби», как после спектакля они продолжили общение и делились впечатлениями. Сейчас в работе совместный проект с департаментом образования г. Иркутска «Путешествие в мир театра», он обсуждается и дополняется новыми темами с обеих сторон.
Работы хватает всем. Отряд педагогов школ и администраторы театра организуют зрительские конференции, обсуждения спектаклей, встречи с актерами. Поэтому ТЮЗ – частый гость в школах и вузах, особенно при организации и проведении «молодежных», «школьных», «родительских» залов, а тема все та же, волнующая всех: взрастить человека с отзывчивой душой…
Слушаю Веру Михайловну и вспоминаю совместный проект ТЮЗа и нашего отделения Союза писателей России под названием «Иркутск с нами». Он был посвящен очередному юбилею Валентина Распутина и в одной композиции объединял выступление актеров с отрывками из спектаклей по прозе писателя или короткими инсценировками его рассказов, а мы, небольшая писательская группа, выступали в самом начале со словом о Распутине. Это был выездной спектакль, и нас хорошо принимали в Усолье, Шелехове, Ангарске, откуда мы возвращались на автобусе в приподнятом от успеха настроении. Позже молодой состав труппы доехал до Анги, Качугского района, родины святителя Иннокентия (Вениаминова), апостола Сибири и Америки.
Подготовка зрителя к встрече с актерами и писателями в глубинке оказалась на высоте! А это уже прямая ответственность заместителя директора Веры Сулименко.
К сказанному остается добавить: юбилей – не только солидный показатель прожитых лет. Видимо, не случайно праздничные круглые и полукруглые даты ТЮЗа и его надежного администратора совпадают (с разрывом в количестве лет, естественно). По этому случаю надо признать: вклад В.М. Сулименко в историю театра, его развитие весьма весом. Она – то звено, которое связывает эпохи. Успев впитать лучшее, чем были отмечены 1970–1980-е годы, она сохраняет его, а значит, передает будущему.
Профессиональный театровед, она по-прежнему пропагандирует лучшие традиции русского реалистического театра. Проводит художественные уроки по эстетике сценического искусства, организует Дни театра в районах и городах Иркутской области, также с полной самоотдачей работает со зрителями во время поездок ТЮЗа по России, добиваясь, чтобы гастроли проходили, что называется, на аншлагах.
Это тот случай, когда меняется время, но человек не меняет своих убеждений, не утрачивает опыта – напротив, приобретает новый, а главное, не теряет запала делать свою работу не по обязанности, а по душе, всецело принадлежащей театру и его юным зрителям.
Автор Валентина Семенова
Статья в газете «Байкальские ВЕСТИ» от 30.10.23: https://baikvesti.ru/new/k_yubileyu_teatra___o_lyudyah_teatra__vera_sulimenko