Итоги Фестиваля

Радость – вот, пожалуй, главное слово, подытоживающее все фестивальные эмоции. А радостью, известное дело, нельзя перекормить, но можно поделиться. Конкурсный показ спектаклей для детей и юношества обернулся подлинным праздником творчества. Без предваряющей шумихи, по-нынешнему пиара, случилось событие знаковое, заслуживающее особой страницы в летописи культурной жизни Приангарья. Неординарность его связана прежде всего с тем, что в этом своего рода смотре участвовали и профессиональные театры, и любительские коллективы. Впервые. А это означает готовность авторов идеи, вампиловцев, к непредсказуемому. И радость, даже отражённая, способна, как выяснилось, искупить многое: сомнения и споры, бесчисленные согласования и то нелёгкое бремя организационных хлопот, которым, согласно традиции, наказуема инициатива. Иркутский ТЮЗ имени А. Вампилова не убоялся риска – и выиграл. Вместе с областным Центром народного творчества и досуга.

Поскольку фестиваль был приурочен к осенним каникулам школьников, детвора и подростки получили шанс увидеть четырнадцать спектаклей самых разных жанров, не считая внеконкурсного показа «Легенд седого Байкала» в заключительный день. И свой шанс они использовали, говоря языком тинэйджеров, на полную катушку. Все залы – от маленьких до больших – были забиты до отказа, а родителям, учителям и другим любопытствующим взрослым приходилось довольствоваться приставными стульями. Если навскидку, общая аудитория перевалила в праздничную неделю далеко за пять тысяч зрителей.

Но больше половины работ демонстрировались на вампиловской сцене. Здесь состоялось и торжество открытия первого фестиваля «Синяя птица». Персонажи одноимённого спектакля вновь словно ожили в костюмах, памятных зрителям нескольких поколений, и «длинной вереницей» вышли к рампе, облюбованной синекрылой птичьей стайкой начинающих балерин. Когда же, как не в детстве, верить чуду? И в ожидании чуда, обещанного красочным театрализованным зрелищем возле входа в ТЮЗ, на подступах к которому публику приветливо встречали клоуны, старуха Шапокляк и безобидные существа в звериных шкурах, а в фойе развлекали оркестранты, певцы и танцоры, – в ожидании продолжения чуда разгоралось нетерпение всех собравшихся.

И оно было с лихвой вознаграждено. За официальным открытием последовали открытия иного рода. Сугубо творческие, вызывавшие радостное удивление. Спросите, чем? Да тем, ради чего и съехались, – искусством лицедейства в постановках для поколения юных. Пониманием серьёзности своей задачи и ответственным неформальным подходом к её воплощению. При всей разнице стилей и способов игры, а также уровня мастерства, что очевидно без комментария, ни один из участников фестиваля не опустился до «развлекаловки». Ставка на сотворчество, соразмышление, сопереживание. На всё доброе, чистое, человечное. А это находит отклик в каждой живой душе, безотносительно к возрасту. В спектакле старейшины народной сцены режиссёра Леонида Беспрозванного звучит, например, вопрос ребёнка: «Бог, почему жизнь даёшь ты, а отнимает её кто угодно?».

Вечные ценности – не абстракция. Фестивальные спектакли утверждают их актуальность и вневременность. И когда это обретает художественно убедительную форму, рождается тот желанный театральный эффект, при котором «чужое вмиг почувствуешь своим» (А. Фет). Не зря, видно, считается, что детей и животных переиграть невозможно. Подкупающая искренность и непосредственность юных исполнителей (а многие любительские работы сделаны если не силами детей, то с их участием), их безыскусная открытость и раскрепощённость заставляют расслышать в упоении игрой самые, быть может, важные сегодня акценты. Обозначу цитатами хотя бы два послания: «Лучшая мама – это, конечно, папа» (из «Золотого цыплёнка», названного жюри «украшением фестиваля», но проблема дефицита отцов явлена и в других спектаклях) и «Ведь нет у смертных ничего на свете, что хуже денег» (Софокл в незапамятные времена отметил, а в одном из конкурсных представлений та же сентенция смягчена: «На свете есть вещи более сильные, чем деньги»).

Только не подумайте, что спектакли были перегружены «размышлизмами». Давая повод задуматься, они доставляли публике огромное удовольствие весёлыми придумками, озорством, изобретательностью. Проще говоря, яркой театральностью. И жюри фестиваля, возглавляемое действующим актёром театра и кино, членкором Международной академии общественных наук, руководителем театра «Открытие» и школы искусств «Театральная семья» в Санкт-Петербурге Валерием Зиновьевым, только глубоко за полночь в ходе горячих дискуссий смогло распределить награды между участниками «Синей птицы».

Зато детское жюри безоговорочно присудило приз зрительских симпатий премьере ТЮЗа имени А. Вампилова «Бременские музыканты», награждённой, кроме того, дипломами взрослого жюри «За профессионализм воплощения музыкальной партитуры» и «За лучшую женскую роль» – роль Сыщика в исполнении Татьяны Чадиной. Среди любительских коллективов приз зрительских симпатий завоевал триптих «Пляши, куколка, пляши!» по сказкам Г.-Х. Андерсена Детского образцового театра-студии «Родничок» из Ангарска. От взрослого жюри – ещё два отличия: Тагир Хамитов удостоен диплома «За режиссёрское авторство и новации», а Константин Баргатин, сыгравший Принца, – диплома «За лучшую роль юного артиста».

Главное дело – не получать, а заслуживать, утверждал классик. Поистине заслуженно признано лучшим среди любительских спектаклей «Волшебное кольцо» по мотивам сказки Б. Шергина театра «Гротеск» из пос. Усть-Ордынский. А среди профессиональных – «Цирк Шардам» Д. Хармса областного театра кукол «Аистёнок», в котором «За лучшую мужскую роль» Вертунова награждён вдобавок артист Андрей Дюков.

Остальные номинации сформулированы отдельно для конкретных коллективов. «За воплощение актуальной темы» диплом присуждён спектаклю «Хочу полежать на облаке…» ангарского театра «Чудак». «За воспитание взрослых средствами детского театра» – спектаклю «Вверх тормашками, или Огурцы и другие пирожные» К. Драгунской, показанному образцовым коллективом «Театр и К°» из с. Казачинское. Дипломов «За лучшее театральное партнёрство» удостоены спектакли «Звездолика и лесные жители» С. Андреевой театра «Диво» из пос. Чунский и «Левша» Н. Лескова детского музыкального театра ЦО № 47 г. Иркутска, кстати, тёзки фестивальной «Синей птицы». «За оригинальность и выразительность театральных средств» отмечен театр миниатюр «Чапля» г. Шелехова.

Осталось назвать отличившихся профессионалов, отдавая и тут приоритет очерёдности гостям. «За педагогическое воздействие театральными средствами» диплом вручён весёлой клоунаде «Что такое этикет», придуманной и поставленной в Братском драматическом театре нашим земляком Валерием Шевченко. «За поиск новых современных выразительных средств» награждена сказка Е. Шварца «Снежная королева» Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова. «За педагогическую режиссуру» – спектакль «Мухина свадьба» по мотивам сказки К. Чуковского в исполнении 4-го курса Иркутского театрального училища. Мюзикл «Двенадцать месяцев» В. Баскина по мотивам словацкой сказки Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского отмечен в двух номинациях: «За лучшую сценографию детского спектакля» и «За создание обаятельного образа» героини – актриса Ольга Попова.

Все дипломанты «Синей птицы» получили памятные специальные призы с изображением этого символа желанного счастья и удачи, а также цветы и сувениры. Члены жюри – театральный критик Татьяна Леваньшина из Москвы, иркутяне Светлана Волкова, автор сборников сказок, и Светлана Асламова, главный редактор журнала «Сибирячок», как и почётные гости фестиваля, ставшие жителями столицы, супруги Людмила и Владимир Гуркины, в прошлом артисты Иркутского ТЮЗа, заслуженный артист России Георгий Назаренко, ныне артист театра им. Ермоловой, и художник, заслуженный деятель искусств Украины Юрий Суракевич, обсуждая просмотренную фестивальную программу, высоко оценили проект и сочли его перспективным. «Подобные встречи раз в два года будут необычайно полезны. И для зрителей, и для исполнителей», – подчеркнула Татьяна Леваньшина, обобщая итоги вслед за Валерием Зиновьевым, который назвал фестиваль «исключительно достойным во всех компонентах».

Оценку называют царицей сцены. Но оценку не в смысле похвалы и наград, а в смысле актёрской азбуки: увидел, оценил, поступил. Раз-два-три, раз-два-три – для лучшего запоминания. Думается, этот «вальс» участники «Синей птицы» непременно захотят повторить!