Иркутский ТЮЗ им. А. Вампилова
На сайте используются cookie. Включите их в настройках браузера
Ваш браузер устарел и не поддерживает все необходимые функции. Обновите его или воспользуйтесь другим, чтобы попасть на сайт
На сайте используется javascript. Включите его в настройках браузера

«Где живет голос?» 

В нашем театре прошли мастер-классы по сценической речи 

«Природный голос есть у всех нас, и он прекрасный! Но все, что происходит в нашей жизни, все события и стрессы, отражается на нас. И мы начинаем говорить не своими голосами. Во время занятий мы прежде всего освобождаем тело, настраиваем дыхание и будим свой природный голос. А уже потом переходим к общепринятым упражнениям на дикцию». 

«Каков человек, такова и его речь»

Занятия проходили с 16 по 19 ноября в рамках проекта «Специалисты для театров». Он финансируется Союзом театральных деятелей России – по условиям участия в проекте, он оплачивает проезд и гонорар для преподавателя. 

Жанна Матевосян – режиссер, педагог по сценической речи и актерскому мастерству в Школе речи и ораторского искусства Елены Ласкавой, а также в Московской школе радио и телевидения и киношколе «Лестница». Окончила режиссерский факультет ОмГУ им. Ф.М. Достоевского и театральный Институт им. Б. Щукина (мастерство искусства речи). Сотрудничает с многими театрами России и театральными фестивалями.

Она – не только ученица, но и последователь своего педагога Елены Ласкавой, которая является доцентом кафедры сценической речи Театрального института имени Бориса Щукина, педагогом по сценической речи Театра им. Е. Вахтангова и Международной Летней школы Союза Театральных Деятелей Российской Федерации, и, наконец, создателем собственной школы речи и ораторского искусства. 

«Каков человек, такова и его речь», - эти слова Сократа являются девизом школы. 

«Где живет голос?» 

Занятия проходили в репетиционном зале театра. Внутри – не только артисты, но и работники театра, педагоги, режиссеры. 

- Вопрос первый: где живет голос? – спрашивает Жанна Матевосян.

В ответ – лес рук и хор голосов:

- В животе!
- Где-то в солнечном сплетении!
- В диафрагме! 
- Во всем теле! 
- Правильный ответ – всем теле, - объясняет преподаватель, - все наше тело является резонатором. И чтобы голос правильно звучал, для начала нужно расслабиться. 

Вот три позы, которые выдают напряжение человека: когда руки скрещены на груди руки, а также сцеплены впереди или за спиной. Что это означает? 

- Зажатость, закрытость, – наперебой говорят артисты, немного знакомые с темой. Преподаватель улыбается: 

- А что именно мы закрываем, стоя таким образом? 
- Грудную клетку? Живот? Ладони? – предполагают ученики. 

Вовсе нет. Оказывается, мы закрываем внутренние сгибы локтей – здесь очень тонкая кожа. И в минуты напряжения мы бессознательно выдаем себя, пряча эти места. Давайте запомним эти позы, стряхнем руками напряжение, а заодно проговорим – никогда не держать руки таким образом! 

Затем пошли другие приемы снятия напряжения: к примеру, изобразить, будто мы снимаем очень тесный водолазный костюм. Артисты так старались, принимая уморительные позы и выражения лиц, что трудно было удержаться от смеха. Вот так преподаватель совмещает актерские упражнения и методику сценической речи. 

«Это нужно всем – говорить правильно»

Жанна Матевосян родилась и выросла в Омске, там же окончила режиссерский факультет ОМГУ им. Ф. М. Достоевского. 

- У меня был свой студенческий театр в Омске. Но в какой-то момент я поняла, что режиссура меня увлекает не так сильно, как педагогика. Причем заинтересовала именно сценическая речь. В моей самопрезентции есть фраза: «Я начала заниматься речью, когда это еще не было мейнтсримом». В то время преподавателей сценической речи были единицы. 

- А почему возник такой интерес? 

- Мы с семьей много переезжали, и я всегда старалась прислушиваться: как люди говорят в какой местности, как произносят отдельные слова? Все эти говоры я начала слышать очень рано. Родилась я в Армении, мама у меня татарка, отец – армянин, так что русской крови во мне нет. Но наша семья была русскоговорящей, и этот язык для меня родной с детства. И он всегда был очень интересен. Он богатый, разнообразный. Когда я училась на режиссера, предмет «сценическая речь» был мне особенно интересен.  И однажды я решила, что надо ехать в Москву учиться – переквалифицироваться на педагога по речи. Окончила курсы повышения квалификации «Мастерство искусства речи» в Театральном институте им. Б. Щукина.

- У Вас самой сложностей с речью не было?

- Если не считать привычной проблемы сибиряков – скороговорение.  Хотя в Омске, где я росла, говорят не так быстро, как у вас в Иркутске, но тоже скоро. И голос, конечно, был еще не поставлен. Это ведь тоже путь. И я потихоньку сама проходила его в процессе обучения. Выучилась и стала сама преподавать с Еленой Валентиновной Ласковой. Я определила в свое время, что это мой педагог, мой мастер, и полностью погрузилась в ее методику. Потому что для меня она оказалась объективной, понятной. И через нее мы сдружилась, сработались.

- Расскажите об особенностях этой методики: на чем она построена? 

- Главные особенности – в том, что она… мягкая. Она подвластна всем, а не только профессиональным актерам. Упражнения могут выполнить занимающиеся с любым уровнем подготовки. У нас учатся совершенно разные люди: айтишники, домохозяйки, судьи, врачи… Это нужно всем – говорить правильно. Тогда мы не напрягаемся, не кричим, но все слышно, понятно, и мы можем говорить часами. Есть очень много школ ораторского искусства, но Елена Ласкавая стала первой, кто создал именно школу речи. Ведь этому тоже нужно учиться. Нельзя заставить новорожденного ребенка ездить на велосипеде. Сначала он должен пройти весь путь: научиться держать голову, потом сидеть, ползти, ходить и так далее. Это путь –  работа мышц. Методика Елены Валентиновны – очень мягкая, постепенная и максимально логичная. Мы переходим от одного к другому: освобождаем мышцы тела, затем начинаем дышать, потому что дыхание – это фундамент голоса, он на него опирается. А затем будим свой природный голос. Он у всех нас есть, и он прекрасный. Но все, что происходит в жизни, любые стрессы и прочее,  – все это отражается, и мы начинаем говорить не своими голосами. И только после этого мы переходим к общепринятым методам работы над дикцией: скороговорки, пробки в зубах и так далее. 

- Традиционный вопрос на мастер-классах: что можно успеть за несколько занятий? Например, в Иркутске – как строилась ваша программа? 

- Многое зависит от запроса. Здесь основа – это техника речи, плюс игровая структура через актерские речевые тренинги, на взаимодействии, на движении. Многие упражнения повторяются, чтобы у артистов выработался навык. Я приехала, чтобы дать им инструмент. У скрипача инструмент – это скрипка, а у артиста – его тело. И этот «инструмент» должен быть хорошо смазан, настроен, чтобы работал. Мы повторяем наши упражнения, но идем на развитие: каждый раз усложняем их, внедряя что-то новое. 

Жанна Матевосян отмечает еще одно важное отличие школы Елены Ласкавой: 

- Наша школа – живая, мы проводим много очных занятий, ездим по всей стране. Да, сейчас открывается все больше онлайн-школ. Но голос – это очень хрупкая вещь. Это тело человека! Мы в данном случае сродни врачам. А у врачей есть принцип: «Не навреди». Навредить можно очень легко. Немало людей приходят к нам после других педагогов с сорванными голосами, с не смыкающимися связками. И мы улучшаем ситуацию, насколько можем, либо отправляем уже к фониатору – такое тоже бывает. Ведь наши голосовые складки очень тонкие! Они тоньше папиросной  бумаги. И можно получить микротравму. В  предмете надо разбираться, понимать анатомию – откуда звук выходит, на что опирается. Часто педагоги на тренингах просто сидят и записывают что-то. Я думаю: «Ну, что вы просто так пишете? Вы возьмите и сами попробуйте!» Пока на себе не испытаешь, ты не поймешь методику. А вдруг она не подойдет? Тогда как ты ее будешь объяснять? Я – ученик своего учителя, и философия Елены Валентиновны передалась мне. И я тоже делаю свою работу для людей. Мы улучшаем не просто речь, а культурный код своей страны.