Иркутский ТЮЗ им. А. Вампилова
На сайте используются cookie. Включите их в настройках браузера
Ваш браузер устарел и не поддерживает все необходимые функции. Обновите его или воспользуйтесь другим, чтобы попасть на сайт
На сайте используется javascript. Включите его в настройках браузера

Высоким слогом Распутина

Газета Восточно-Сибирская правда

Высоким слогом Распутина

15 марта - день рождения Валентина Григорьевича Распутина. ТЮЗ им. А.Вампилова связывала с ним многолетняя творческая дружба. С завидным постоянством шли на сцене театра спектакли по произведениям писателя. Не единожды Распутин лично присутствовал на премьерах своих спектаклей и, по мере возможности, принимал участие в репетициях. И всегда спектакли, созданные по его произведениям, пользовались успехом у зрителей. С ними Иркутский ТЮЗ выступал в Москве, Минске, Белгороде, Улан-Удэ, Владивостоке, получал престижные награды. О постановках спектаклей по произведениям Валентина Григорьевича на сцене Иркутского ТЮЗа мы вспоминаем в эти дни.

Первый спектакль вышел 30 лет назад, в 1994 году.  Это был  «Последний срок», поставленный по повести Распутина режиссёром В.Трегубенко, приглашённым из Кемерово. Вот что писала тогда литературный критик, профессор Надежда Тендитник: «ТЮЗ с честью справился с трудностями перенесения прозы на сценический язык. Спектакль одаривает зрителя богатством языка, отторгающего нынешнюю разухабистость, засоренность иноязычием, грубостью и пошлостью. Со сцены артисты обращаются к залу высоким слогом Распутина, зовущего в мир человечности, милосердия, в мир утрачиваемой красоты, верности, чистоты. Лучшие сцены «Последнего срока» подарила зрителю актриса Л.Стрижова в роли Анны. Без нажима, с суровой сдержанностью, она соединяет в роли и мудрость, и смятение чувств, и терпение, и  человечность, и всё богатство эмоций. Театру удалось заинтересовать спектаклем зрителей всех возрастов, в том числе и молодёжь, а это случается не так часто и  проистекает от любви, от искреннего чувства к автору и его творчеству». За роль Анны  актриса Людмила Стрижова была удостоена звания лауреата премии Управления культуры Иркутского облисполкома (1994 год).

В 2003 году, в год 75-летия театра, режиссёр Александр Ищенко берётся за постановку «Прощания с Матёрой».  Спектакль становится настоящим культурным событием в жизни Иркутска, а потом и украшением нескольких театральных фестивалей. На «Золотом Витязе» в Москве (2003 год) он стал серебряным призёром I Международного театрального форума. В том же году — лауреатом фестиваля «Современной драматургии им. А.Вампилова» в Иркутске. Чуть позднее — лауреатом Всероссийского театрального фестиваля «Актёры России – Михаилу Щепкину» в Белгороде (2005 год). Этим спектаклем ТЮЗ открывал гастроли в Минске в 2005 году во Дворце Республики, где  имел огромный резонанс.

В 2006 году театр со спектаклем «Прощание с Матёрой» по приглашению монгольской стороны принял участие в мероприятиях, посвящённых 85-летию дипломатических отношений между Монголией и Россией.

Что примечательно, Валентин Григорьевич очень ревностно и строго относящийся ко всем переносам его прозы на сценический язык, в этом случае остался доволен и назвал постановку  «серьёзной, глубокой и продуманной».

— Мне нравится этот спектакль, — сказал он. — Театр бережно отнёсся к моему тексту, из него взято самое главное и перенесено на сцену с наибольшей точностью и наименьшими потерями. Режиссёр не испугался длинных монологов, которые взяла на себя актриса Стрижова. Никто бы не смог лучше неё их «вытянуть». Она смогла через них донести смысл наилучшим образом. Я замечал, что наибольшее волнение охватывало меня, когда читались именно эти монологи. А ведь этот трагизм, который был в них, надо было передать, это волнение донести. Было несколько инсценировок «Матёры», были среди них слабые, были хорошие. Во МХАТе им. Горького, которым руководит  Татьяна Доронина,  уже 16-й сезон идет одна из них, и я время от времени бываю там. Удивляюсь, как зрители хорошо относятся к спектаклю. Но там нет этих монологов. Там укоротили спектакль, он идет без антракта и, как правило, днём. Он слушается неплохо. Но это другой спектакль, там – ощущение старины, прошедшего времени. У нас же в ТЮЗе Александр Ищенко поставил современный спектакль. Все потери, которые произошли, случились не тогда, когда затопили Матёру. Сейчас возможна гораздо большая потеря – всей нашей Матёры. Земля – это остров, это та же самая Матёра, только в гораздо больших размерах, с гораздо большими потерями, которые могут случиться – сознательно или неосознанно.  Вот это ощущение опасности передано в этом спектакле».

В 2011 году ТЮЗ им. А.Вампилова совместно с Домом литераторов при участии творческих организаций писателей, композиторов и художников, в рамках проекта «Деятели культуры и искусства – жителям Иркутской области» подготовил и провёл цикл литературных вечеров под названием «Валентин Распутин: Иркутск с нами». В этих вечерах соединились несколько муз. Писатели выступали со словом о Распутине: это Ю. Баранов, В.Забелло, В.Скурихин, В.Семёнова. Актёры представляли отрывки из спектаклей «Последний срок», «Прощание с Матёрой», показали инсценировку рассказа «Рудольфио», исполняли песни на слова иркутских поэтов и музыку иркутских композиторов. Со временем сценическая версия рассказа «Рудольфио» выросла в самостоятельный спектакль, который полноценно вошёл в репертуар театра.

«Рудольфио» — не совсем характерный для Распутина рассказ, как считают многие. Чаще его героями становятся люди, прожившие долгую жизнь, а здесь писатель показывает нам историю первой любви молоденькой девочки, для которой свет сошелся клином на женатом человеке…

Писатель здесь меньше всего выступал судьей или даже советчиком. Он лишь показал, что в человеческих отношениях всё не так просто, не так однозначно… Неотъемлемой частью спектакля каждый раз становится заинтересованный разговор школьников старших классов, студентов и взрослой публики о вполне современных проблемах, несмотря на то, что «Рудольфио» — одно из ранних произведений Валентина Распутина.

Премьерой сезона в 2012 году стала ещё одна сценическая версия по мотивам произведений Валентина Григорьевича  «Век живи – век люби» режиссёра-постановщика, заслуженного работника культуры РФ Виктора Токарева. В её основе – рассказ, давший название спектаклю, и повесть «Вверх и вниз по течению». Спектакль показал, что погружение театра в мир большого писателя продолжается и театру это интересно. Спектакль был посвящён 75-летию со дня рождения Распутина.

На закрытии театрального сезона ТЮЗа в 2013 году присутствовал сам Валентин Распутин. Выйдя на сцену, Валентин Григорьевич сказал:

«Я сегодня не собирался говорить речи, но не смог сдержать свои чувства. Спектакль мне понравился. Понравился лаконичностью, цельностью, глубиной, хорошей игрой артистов. Скажу больше — я написал прозу, а вы сделали из неё поэзию…»

Не это ли самая большая награда для театра, такие искренние слова от классика литературы.

В день 80-летия со дня рождения Распутина, в марте 2017 года ТЮЗ им. А.Вампилова пригласил зрителей на вечер-посвящение «Земля у Байкала», который, по традиции, он  проводил совместно с Домом литераторов. На вечере шёл разговор о творчестве писателя, о его большом литературном наследии, о его долгой и мужественной борьбе за чистоту и сохранение Байкала. Все помнят его статьи об экологии, о безнравственной варварской вырубке сибирских лесов, его выступления с самых высоких трибун, где он с болью говорил о губительности для Байкала последствий загрязнений от БЦБК. Поэтому литературный вечер стал неким продолжением мыслей автора, что губя природу, человек губит сам себя нравственно.

В 2018 году на сцене ТЮЗа появляется спектакль « Живи и помни» по повести Распутина в режиссуре Елены Константиновой. Спектакль вызывает на размышления о жизни, о  нравственности, о добре и зле, о месте каждого из нас в этом мире.

К 85-летию со дня рождения писателя, в марте 2022 года, ТЮЗ им. А.Вампилова вновь обращается к прозе писателя и выпускает премьеру спектакля  по его рассказу «Женский разговор» в постановке Елены Константиновой, который по смыслу перекликается со спектаклем «Рудольфио», и как бы дополняет и подхватывает его своей темой и интонацией. В основе спектакля — разговор бабушки и внучки, двух родных по крови людей, противостояние двух поколений, таких разных по взглядам на жизнь. Для юной Вики эта неожиданная и откровенная беседа с бабушкой стала своего рода началом «новой жизни», осознанием своего «я», и театр логически решил объединить две истории,  поднимающие тему подрастающего поколения, в один спектакль.

И ещё одна премьера вышла в ТЮЗе им. А.Вампилова в 2022 году — спектакль по  известному  рассказу «Уроки французского» в постановке режиссёра Александра Гречмана.  Сам Валентин Григорьевич в предисловии к рассказу написал, что это реальное событие, произошедшее в его жизни, и он впоследствии, уже став писателем, встретился со своей учительницей, которая преподала ему в детстве настоящий урок доброты, оказавший влияние на его мировоззрение и становление как настоящего человека и писателя.

Мы имели счастье общаться с Валентином Григорьевичем Распутиным, работать в спектаклях по его произведениям, примеривать на себя нелёгкие судьбы и характеры его героев. Мы погружаемся в их мир, проникаемся их мыслями, следуем логике их поступков. Мы можем спорить с ними, не соглашаться, или полностью быть на их стороне, но никогда не можем оставаться равнодушными, потому что в основе своей — это могучие русские характеры. Как они гармоничны, как непритязательно-просты и красивы душой все его скромные и неприметные Анны, Дарьи, Миронихи, Настёны… И пока они есть, корень добра не даст зачерстветь нашим сердцам.

Автор: Лора Тирон

Статья в газете Восточно-Сибирская правда от 18.03.24: https://www.vsp.ru/2024/03/18/vysokim-slogom-rasputina/