Познавая самих себя
Драматическая студия "АЛЕКСАНДРиЯ" отмечает 10 лет со дня создания
- Автор: Лора Тирон
Я беседую с актёром и режиссёром Иркутского ТЮЗа имени А. Вампилова Дмитрием Ивановым по случаю юбилея драматической студии «АлександриЯ», которую он создал при театре 10 лет назад и успешно руководит ею по сегодняшний день. Студия не просто существует, она популярна, она растёт и за эти 10 лет выросла не только качественно. После 15–20 человек, первых её «новобранцев», сегодня она насчитывает три группы в 80 студийцев! Это говорит о многом.
Участники «АлександриИ» в спектакле «Уроки французского» по Валентину Распутину
«Александрийцы» в спектакле по стихотворениям Бориса Рыжего
– Дмитрий, «АлександриИ» 10 лет! Это, конечно, для студии, как для живого организма, немало. Она совершенствуется, набирается опыта, знаний, взрослеют её выпускники, разлетаются по всей стране, в студию приходят другие. Кто-то связывает свою жизнь с театром, кто-то уходит в другие профессии, но на всю жизнь в их сердце останутся годы, проведённые вместе в «АлександриИ». Как же всё начиналось, как пришла идея её создания?
– В 2011 году меня пригласили вести театральную студию в Восточно-Сибирскую государственную академию образования. Мне было интересно делиться опытом с молодёжью, я работал с большим увлечением, и как-то Виктор Токарев, директор и режиссёр ТЮЗа, предложил мне организовать подобную студию в театре имени Вампилова. Примерно в это же время министерство по молодёжной политике проводило в нашем театре конкурс чтецов. Молодёжь читала стихи, прозу, отрывки из пьес Вампилова. Мероприятие называлось «Александр и Я». И я подумал: а ведь это готовое название для студии. Дали объявление о наборе. Желающие нашлись. В основном это были студенты госуниверситета, академии образования, нархоза, других вузов и колледжей. С этого и началось. Шёл 2012 год.
– Какой был первый спектакль?
– Спектакль «Собаки» по мотивам знаменитой повести Сергиенко «До свидания, овраг». В центре сюжета судьба стаи бродячих собак, обитающих в овраге на окраине современного мегаполиса, хорошо знакомых с человеческими предательством, подлостью и злобой. Каждая из них оказалась на улице по тем или иным причинам. У каждой из собак своя история, свой характер, свои мечты и свои обиды. Всё как у людей, которые однажды их предали. Кто-то из собак озлобился и желает отомстить, кто-то уже привык к бродячей жизни и ни во что не верит, а кто-то мечтает найти своего Человека.
– Очень хороший спектакль. Я в своё время писала о нём, он меня просто потряс. Правда, писала о той версии, которую ты делал уже с актёрами ТЮЗа. Смотрела про собак, а видела историю про людей, про то, как всем нам не хватает любви.
– Да, я делал его позже с нашими актёрами, но начало спектаклю положили мои студийцы. Репетировали мы с ними полгода на малой сцене, потом Виктору Токареву показали прогон. Ему очень понравилась наша работа. Мы отыграли спектакль раз 15–20. Успех был большой.
Публика ходила на него по нескольку раз, и руководство театра решило в связи с большой популярностью ввести в спектакль наших актёров и включить его в репертуар театра. А позже его перенесли с малой на большую сцену. Спектакль и сейчас популярен. На него очень хорошо идут зрители. Если начиналась «АлександриЯ» с ребят, которым было по 17-18 лет, была одна группа, то теперь три возрастные группы, возраст самый разный – от 6 до 28 лет.
И тогда, и сейчас приходят те, кому близко театральное дело, малышей, конечно, приводят родители. Хотят, чтобы они развивались, раскрепощались, становились контактными, учились легко общаться, читать стихи, а так как занятия коллективные, они учатся дружить, понимать друг друга, помогать, познавать самих себя. Театр – это ведь целый мир, он родом из самой жизни, а значит, каждая театральная постановка всегда рассказывает нам о нас самих. Многие приходят посмотреть, как тут у нас и что, и остаются. Первые мои студийцы практически пропадали в театре весь день. Это был их второй дом. Мы были просто неразлучны, даже отдыхали вместе. У нас есть весёлая история, как мы вместе ездили отдыхать в Таиланд. У Лены Подорожко, тоже нашей бывшей студийки, а сейчас помощника режиссёра театра, тётя работала в турагентстве. Она помогла нам взять тур со скидкой. Мы сбросились, заказали автобус, чтобы уехать в Красноярск, оттуда было дешевле лететь. Поездка была одобрена родителями, поддержана ими. Очень хороший отдых тогда получился. Мы и там репетировали.
Нам всегда интересно вместе. Мы делали капустники, поздравляли наших артистов с премьерами. Постепенно начали вводить студийцев в массовые сцены в спектаклях театра, где это было необходимо. Первым спектаклем был «Щелкунчик» в постановке режиссёра Шарапко. Он тогда посмотрел ребят и решил, что они непременно должны участвовать в нём. Придумал для них игру в прологе и занял их в финальной сцене. Затем их пригласил Виктор Токарев в свой спектакль «Руслан и Людмила» поучаствовать в массовых сценах, и вот так постепенно они стали много играть в спектаклях идущего репертуара.
– И как строится форма обучения? По всем законам системы Станиславского? Ну там… Предлагаемые обстоятельства, сила воображения, упражнения на внимание, работа над мизансценой и прочее.
– (Улыбается) А как же! Всё на полном серьёзе. У нас и сценическое движение, и речь, и сценическое воспитание, актёрское мастерство. Преподают актёры театра – Сергей Павлов, Павел Матушевич, Никита Никитин, Илья Крикун. Педагог по вокалу из театрального училища Ольга Чиркова ведёт ансамблевое пение. Если мы занимаем ребят в спектаклях театра, значит, уровень их должен быть соответствующим. Они понимают, что это ко многому обязывает, дисциплинирует, учит ответственности.
– А как у вас появилось это стремление – преподавать?
– У меня всегда был к педагогике интерес, где-то глубоко внутри сидел, к этому я шёл постепенно. До поступления в Иркутское театральное училище я два года занимался в театральной студии Усть-Илимска. С самого детства родители куда только не отдавали меня: балетная студия, цирковая акробатика, бальные танцы, современная хореография, фото- и художественная школы и даже каллиграфическая студия… А 10-й и 11-й классы – это театральная студия в школе искусств. Ставили сказку Маршака «Двенадцать месяцев», где я играл роль профессора. Я страшно боялся. Шляпа на мне ходила ходуном, коленки тряслись. Меня отпаивали валерьянкой, но я сыграл, поборов страх. Спектакль шёл долго, раз 20, я освоился и уже не боялся, даже кураж поймал. А весной пришла в студию информация о наборе в Иркутское театральное училище.
Я заканчивал 11-й класс и решил туда поступать, правда, была ещё одна мечта. Привлекала романтика профессии железнодорожника. Мне казалось, что это интересно – быть машинистом локомотива, ездить, менять города, встречать рассветы, глядя из окна кабины, мне был приятен даже запах колёс электропоезда… Короче, с такими думами приехали с мамой в Иркутск. Сначала я поступил в железнодорожный институт – ИрГУПС, там раньше экзамены начинались, а затем был принят и в театральное училище. Мама мудро рассудила: «Выбирай, к чему больше душа лежит, тебе дальше жить». Я выбрал театр. С тех пор как я поступил в училище, летом на каникулы приезжал домой и делал концерты в школе искусств. Мои концерты и то, как деятельно я к ним подхожу, оценила директор и предложила попробовать форму посложнее – поставить спектакль.
– Это уже творческий рост.
– В какой-то степени. Я нашёл пьесу «Собаки». Именно та пьеса, с которой я потом начал «АлександриЮ». Пьеса зрителям нравилась, был большой успех. Отыграли 16 раз. Директор даже заплатила мне гонорар, по тем временам это были большие деньги. Позже я поставил «Простую историю» Марии Ладо. Сами шили костюмы, делали реквизит, в чём-то помогали родители. На следующее лето поставил спектакль по Марку Сергиенко «Игрушки». Это пьеса о старых игрушках, выброшенных на антресоль, но однажды они оживают и пытаются сбежать с чердака.
– Словом, в Усть-Илимской школе искусств вы набирались практического опыта и при этом учились в Иркутском театральном…
– Да, постепенно делал первые шаги. Параллельно с «Простой историей» поставил спектакль «Замарашка» – про женскую колонию для малолеток. Чуть позже сделал отрывок по пьесе Разумовской «Домой». Список поставленных спектаклей разрастался, и получились утренний и вечерний репертуары. Так вышло, что на гастроли в Усть-Илимск приехал ТЮЗ имени Вампилова, и я отважился устроить показ своих спектаклей для артистов. После ко мне подошла заслуженная артистка России Галина Проценко и очень хорошо отозвалась о моей работе, о ребятах. Мне было приятно, тем более что и зрители в Усть-Илимске принимали наши спектакли с восторгом. Да и сам я уже не мог без этого, прирос душой и сердцем.
– Получается, что все поставленные спектакли предваряли рождение «АлександриИ».
– Так и есть. Сейчас, когда студии уже десять лет, у неё большой репертуар. Как я говорил, сначала поставили «Собак», потом миниатюры по пьесам Островского, спектакль по военным стихам, пьесу «Домой», отрывок из пьесы «Летучкина любовь» Орешникова. Очень хорошая пьеса, дети её обожают. Она подвигает на размышления, заставляет искать ответы на сложные подростковые вопросы, она как посыл для молодых людей, находящихся в сложных жизненных ситуациях. Затем пошли спектакли, где от ребят требуется владение пластикой тела, которую им сейчас преподаёт Паша Матушевич. С ребятами он поставил «С любимыми не расставайтесь» по Володину, «Две стрелы» того же автора, литературно-музыкальную композицию по стихам Бориса Рыжего.
Работая с ребятами, ты как личность растёшь сам, им свои знания передаёшь и чему-то учишься у них. Постоянно идёт взаимообмен энергиями. В какой-то мере работа со студией подтолкнула меня к дальнейшей учёбе и поступлению в Московский институт имени Б. Щукина на режиссёрское отделение. Сейчас я заканчиваю третий курс. Наши студийцы очень хорошо работают во многих репертуарных спектаклях ТЮЗа – это и «Синяя птица», и «Приключения Тома Сойера», «Ромео и Джульетта», «Век живи – век люби», «Сураз», «Уроки французского», «Легенды седого Байкала», «Молодая гвардия», «Барышня-крестьянка», «Сказка о Золотой рыбке» и другие постановки. Они счастливы, что выходят на одну сцену с профессионалами, это обязывает быть лучше, глубже, ответственнее относиться к занятиям.
У нас скоро юбилейный вечер. 6 мая мы приглашаем к нам на праздник друзей, покажем большую концертную программу, а в течение недели перед этим на малой сцене ТЮЗа будут идти наши спектакли. Уже сейчас с разных концов страны начали приходить видеопоздравления от бывших студийцев, а кто-то даже лично собирается приехать. Выпускники студии работают во многих театрах страны, учатся в престижных вузах, например в Московском институте имени Б. Щукина, в театральной школе О. Табакова – «Табакерке», которой руководит Владимир Машков, ГИТИСе, нашем театральном училище и других учебных заведениях. Я очень рад, что десять лет назад стал причастен к рождению «АлександриИ». Очень люблю своих студийцев, а они любят свою студию, наш театр – ТЮЗ имени А. Вампилова, у которого в этом году тоже юбилей – 95-летие. Даже уехав, мы не теряем связь друг с другом. Ниточка любви и дружбы не прерывается, и эту любовь они несут дальше.
Ссылка на статью в газете Восточно-Сибирская правда от 05.05.2023: https://www.vsp.ru/2023/05/05/poznavaya-samih-sebya/