Иркутский ТЮЗ им. А. Вампилова
На сайте используются cookie. Включите их в настройках браузера
Ваш браузер устарел и не поддерживает все необходимые функции. Обновите его или воспользуйтесь другим, чтобы попасть на сайт
На сайте используется javascript. Включите его в настройках браузера

«Настоящий, живой, психологический театр».

О гастролях иркутского ТЮЗа в Москве

Интервью Вероники Песчинской с директором ТЮЗа им. А. Вампилова, засл. работником культуры РФ Виктором Токаревым

Нам говорили, что мы — настоящий, живой, психологический театр, с правильной русской театральной школой. Зритель не оставался равнодушным ни на одном спектакле.

Иркутский областной ТЮЗ им. А. Вампилова завершил столичные гастроли, которые проходили с 12 по 21 сентября на сцене Московского ТЮЗа.

Предыдущие гастроли иркутского ТЮЗа в Москве были очень давно — в 1987 году, вспоминает директор театра, режиссер Виктор Токарев:

— Это был настоящий гастрольный тур по стране: в тот раз мы выступали сначала в Волгодонске, Ростове-на-Дону, Азове, а затем почти месяц в Москве. Играли в филиале Малого театра на Ордынке, показывали лучшие спектакли того периода, в том числе «Предместье» (это один из вариантов названия пьесы Александра Вампилова «Старший сын»).

Такие детальные воспоминания — не зря, ведь столичные гастроли — это для любого театра событие, которое надолго остается в памяти. Вот и нынешняя поездка, можно не сомневаться, станет важной вехой в истории иркутского ТЮЗа. А возможно, и в жизни тех, кому посчастливилось увидеть эти спектакли в Москве. Потому что по энергетике это было что-то невероятное, отмечает Виктор Токарев:

— Мы понимали, что столица — это особый уровень, другое восприятие и оценки.Поэтому всерьез волновались. Но публика нас оценила и приняла. Многие говорили, что мы — живой театр, который бередит душу, волнует чувства. Люди выходили с наших спектаклей со слезами. Благодарили за необычно поданный материал, за искренность. Очень хвалили наших артистов, отмечали, что они работают честно, с большой самоотдачей. Это правда: я сам видел все спектакли и отмечал, что наши актеры играли, как на премьере. Да, обычно на гастролях все проходит на подъеме. Но здесь это было что-то особенное. Открывалось второе, третье дыхание. Например, Николай Владимирович Кабаков сыграл сначала главную роль в «Легендах седого Байкала», затем значимые роли в спектакле по произведениям Марины Цветаевой, «Коньке-Горбунке», «Каштанке», «Стюардессе», и в завершение — снова центральную роль в «Сарафановых». Его отмечали все критики, он блистательно работал, играл «на разрыв». И даже у меня мурашки бежали по спине, и были слезы на глазах. Потому что актер так преподносил материал, так переживал его каждый раз по-новому!.. При этом ничего не нарушая ни в тексте, ни в рисунке роли! Это была какая-то внутренняя импровизация. «Каждый раз как в первый раз» — золотое правило артиста. И наши артисты играли именно так. Знаете, это были спектакли-открытия для меня!

Аншлаги и переаншлаги

Иркутяне представили восемь спектаклей для детей и взрослых. Среди них — «Легенды седого Байкала», «Ревизор», «Конек-Горбунок», «Я тоже БЫЛА, прохожий…», «Стюардесса», «Каштанка», «Сарафановы», «Ежик и Медвежонок». Всего состоялось пятнадцать показов.

— Мы открывали гастроли «Легендами седого Байкала». Это яркий, масштабный спектакль, он является визитной карточкой нашего театра. Его мы уже возили в Москву: в 2007 году на фестивале «Золотой Витязь» он получил три диплома. И на других гастролях и фестивалях мы им представляем свой город, свой регион. Он вызвал бурную реакцию, очень понравился. Сейчас в моде этнические темы, и с ним мы, можно сказать, попадаем в тренд.

Другой спектакль — «Стюардесса», по пьесе нашего земляка, иркутского писателя Валерия Хайрюзова. В ней он совместил личный опыт работы летчиком, свои воспоминания о молоденькой стюардессе, над которой постоянно подшучивал экипаж, и реальные события в Нижнеангарске в 2019 году. В пьесе они немножко изменены, но все равно уровень правды потрясает, как и игра актеров. Зрители во время этого спектакля сидят прямо на сцене, что создает эффект присутствия внутри сюжета и усиливает переживания.

— Эта история — о героическом поступке современной девушки, о том, что и в наше время в жизни есть место подвигу. Постановка посвящена 100-летию гражданской авиации России, которое отмечается в этом году.

Особый отклик вызывал спектакль «Я тоже БЫЛА, прохожий…», созданный по произведениям Марины Цветаевой. Тонкий, лиричный, он тоже заставил зрителей расчувствоваться. В общем, ни один спектакль никого не оставил равнодушным. На некоторые спектакли пришло столько публики, что были опасения — не хватит мест. Были аншлаги и переаншлаги, зрители сидели даже на ступеньках.

— Нам говорили, что мы — настоящий, живой, психологический театр, с правильной русской театральной школой.

Ценный груз

Отдельная история для любых гастролей — это доставка декораций. Иркутский ТЮЗ придерживается твердого правила: не «обеднять» спектакли. В любой точке страны зритель должен увидеть полноценный вариант представления, каким его создавали постановщики.

— А это же гастроли в столице! К тому же они посвящены 95-летию нашего театра, — отмечает директор.

Так что экономить не стали и выбрали большие, масштабные постановки. Например, «Сарафановы» — «густонаселенный» спектакль, там занято много актеров. И реквизит тоже особый: сцена покрыта объемными станками. Что касается «Легенд седого Байкала», то его украшает мощная металлическая арка, означающая и волну озера, и юрту. Но самый интересный груз — это огромная хрустальная люстра для «Ревизора».

— Мы очень переживали, чтобы она не повредилась в дороге, — рассказывает Виктор Токарев, — и создали для нее специальный кофр: это огромная бочка, которая заполняется поролоном и пенопластом. Весь груз, две фуры, был доставлен своевременно. Сложность была еще и в том, чтобы фуры могли стать под разгрузку у театра только с двенадцати ночи до шести утра. Но вся наша техническая бригада при помощи местных работников дружно справилась с задачей!

Встречи иркутян в Москве

На постановки иркутского ТЮЗа приходил народный артист России Юрий Назаров, посмотрел несколько спектаклей. В зале иркутяне увидели и своих бывших коллег: например, заслуженного деятеля искусств РФ, в прошлом главного режиссера иркутского ТЮЗа Льва Титова. Также приходили актрисы ТЮЗа: Нина Привалова и Людмила Гуркина, вдова драматурга Владимира Гуркина, завлит Татьяна Горячева и другие. Спектакль «Сарафановы» по пьесе Александра Вампилова «Старший сын» посетила дочь великого драматурга Елена Александровна. Приветственное письмо театру прислал председатель Союза театральных деятелей России, народный артист РСФСР Александр Калягин. А потом состоялась встреча представителей иркутского ТЮЗа с Александром Александровичем в его театре «Et cetera». Знаменитый артист много расспрашивал о творческой жизни ТЮЗа, а также поинтересовался, как идет восстановление исторического здания ТЮЗа после пожара. Виктор Токарев заверил Калягина, что Губернатор Иркутской области Игорь Иванович Кобзев контролирует вопрос и здание непременно будет восстановлено в ближайшие годы.

Также гастроли посетило немало представителей прессы и театральных критиков, которые, кстати, приходили на утренние спектакли вместе со своими детьми. Это помогало театру получить искреннюю, настоящую оценку. Виктор Токарев рассказывает:

— Наши сказки были восприняты на ура. И, как мы знаем из отзывов некоторых взрослых, дети не отрываясь смотрели на сцену. А потом целый день говорили, делились впечатлениями, вспоминали персонажей. Так что наши спектакли прошли проверку у самого взыскательного зрителя, мы почувствовали, что востребованны. Значит, мы на правильном пути!