Иркутский ТЮЗ им. А. Вампилова
На сайте используются cookie. Включите их в настройках браузера
Ваш браузер устарел и не поддерживает все необходимые функции. Обновите его или воспользуйтесь другим, чтобы попасть на сайт
На сайте используется javascript. Включите его в настройках браузера

Секреты Камы Гинкаса

  • Интервью Вероники Песчинской с Камой Гинкасом во время Больших гастролей МТЮЗа в Иркутске

Такие люди вообще бывают нечасто. А в Иркутске – тем более. Режиссер Кама Миронович Гинкас приезжал в Иркутск во время гастролей Московского ТЮЗа, которые прошли в областном театре юного зрителя им. А. Вампилова в сентябре. 

Кама Гинкас родился 7 мая 1941 года в Каунасе в семье врача. В шестинедельном возрасте вместе с родителями был заключён в Каунасское гетто. Через полтора года семье удалось сбежать, она скрывалась в доме литовских знакомых до освобождения города. Будущий режиссер учился в Вильнюсской консерватории (актёрский факультет, 1959-1962), затем в ЛГИТМиКе (курс Г. А. Товстоногова, выпуск 1967 года). С 1970 по 1972 год — главный режиссёр Красноярского ТЮЗа. В настоящее время работает в Московском театре юного зрителя. Профессор кафедры актёрского мастерства и режиссуры Высшей школы сценических искусств Константина Райкина. Народный артист Российской Федерации (2003).

Несмотря на зрелый возраст, Кама Гинкас регулярно ездит по стране. В Иркутск он приехал со своим спектаклем «Отец Сергий», который закрывал гастроли. 

- «Отец Сергий» – это личная исповедь Льва Николаевича Толстого, переданная другому персонажу. Это история о попытке понять, что такое Бог, приблизиться к нему. Но понять, что такое Бог, невозможно, и приблизиться к нему – тоже, - рассказал режиссер перед спектаклем. 

Сложная философская история собрала полный зал. Неказистая обстановка, костюмы, близкие к современным или вне времени. Люди не отрываясь смотрели на сцену, где князь Касатский, всеобщий любимец и офицер с блестящим будущим, вдруг решил удалиться от мира. Монашеские одежды преобразят кого угодно, и вот перед нами – хмурый отшельник, казалось бы, чуждый всему светскому. Но свет то и дело пытается вернуть «беглеца». Дамы проверяют его «на прочность», а совершенно незнакомые люди вдруг решают, что этот человек должен исцелять, и выстраиваются к нему в очередь. Круговерть жизни продолжается, и стоило ли от нее уходить? И нужно ли?.. 

- «Отец Сергий» – это трагедия человека, который пытается добиться того, чего добиться нельзя: абсолюта. А человек не может быть абсолютом. Он, к сожалению или к счастью, состоит не только их духа но из плоти, - говорит режиссер. 

- Кама Миронович, мы видим, какие теплые отношения у вас с артистами. Вы их любите, да? 

- Это входит в профессию. Ты ничего не можешь сделать, если ты не любишь артистов. Особенно это относится к тем, с которыми сейчас работаешь. Но и те, с кем ты раньше работал – ты тоже помнишь о любви к ним, как вы вместе рождали что-то новенькое: то, чего не было, и вдруг это случилось! Так что это нормально. Это профессиональная вещь такая: ты должен любить артистов, иначе они ничего не смогут сделать. 

- Артисты – они как дети. 

- О да!.. 

- И строгость тоже нужна. Как Вы здесь балансируете? 

- Нормально. Я в этой профессии уже шестьдесят лет. Если спросите у артистов, они скажут: «Ой, он же очень резкий!» Они это знают. Но, как правило, не обижаются, потому что знают: если я говорю более резко, чем обычно, то потому, что хочу, чтобы у них все получилось. 

- В Иркутск – неблизкая дорога. Как Вы переносите перелеты? У Вас их много бывает? 

- Нормально! Как-то переношу. Только что театр был в Екатеринбурге, потом приехали сюда. Как начался сезон – так каждые полтора-два месяца куда-нибудь летаем. Вот в Санкт-Петербург собираемся ближе к Новому году. 

- А где Вы берете энергию, здоровье? Есть какие-то свои способы? 

- Способ самый простой – любишь свое дело и делаешь его. И от этого получаешь жизненные силы. Вот и всё. 

- Вы рассказывали, что, работая в Красноярском ТЮЗе, приезжали в Иркутск и встречались с Александром Вампиловым. А можно подробнее? Иркутянам все эти детали очень дороги…

- Наша встреча была довольно короткой. Она заключалась в том, что Александр пришел посмотреть спектакль, он ему понравился. Александр пошел за кулисы, а я уже знал, что есть такой замечательный драматург Вампилов, которого не ставят, не печатают и так далее. Но к этому времени в журнале «Ангара» уже вышла пьеса «Утиная охота», и он подарил журнал мне. И мы с ним немножко посидели и стали общаться на разные художественные темы: по поводу литературы, театральных проблем. И он спросил меня: «А что ты собираешься делать дальше?» Я ответил в шутку: «Палату №6». И тут он побелел. А я продолжаю: «Это такое произведение, особенно сейчас, когда сажают в психиатрические больницы разных интересных людей… Мне кажется, это будет вовремя!» А Вампилов говорит жестко очень: «Чехов не писал пьесу «Палата№6»! Он писал повесть!» Вампилов как автор требовал целостности и точности того, что написано! Мы чуть не подрались, и на этом наше общение закончилось. Как-то мы осознали, что друг друга не поймем, и помахали руками.

- Принципиальный какой.

- Я хочу, чтобы Вы понимали. Человек, который рождает спектакль, пьесу, или музыку, стихи, картину, – это кровная вещь его. Он рождает из себя, а не откуда-нибудь. И попытайся дотронуться до этого – он пальцы отрубит! Спектакль происходит от любви режиссера и артистов, от соединения их, очень близкого, до неприличия иногда. Он может быть удачным, может быть неудачным, что обидно. Иногда он просто замечательный, талантливый и живет по пятнадцать, двадцать лет. Спектакль «С любимыми не расставайтесь», который мы показали в Иркутске, живет уже лет двадцать. «Отец Сергий» существует более пяти лет, и дай Бог, будет существовать еще. Понимаете, спектакль – это ребенок, который растет на глазах. И с помощью зрителей становится более зрелым, более интересным, глубоким, живым и так далее. 

- Творческий человек растет, развивается. Какие открытие сейчас к Вам приходят?  

- Пришла большая терпимость. Но это возрастное. А то касается открытий…Вы знаете, они происходят в молодости. А потом их уже меньше. Это должен быть какой-то уникальный, гениальный человек… Этим и отличаются гении: они до конца жизни продолжают что-то открывать для себя. О жизни, о себе, об искусстве, о людях и так далее. О природе! Некоторые из нас с самого начала ничему не удивляются и ничего не открывают. Вот дети – постоянно открывают! «О, я могу сделать один шаг! Я выучил букву «а»! Я могу прочитать слово «мама». Я играю в футбол, я побеждаю». А дальше оказывается, что есть девочки, и так далее. 

- А какие находки, события создавали Вас?

- Есть чисто театральные события, которые произвели на меня впечатления, и я – режиссер именно такой, а не другой. Потому что я видел спектакли Товстоногова и учился у него. Я видел гениальный спектакль «Король Лир» Питера Брука. Я женился на Генриетте Наумовне Яновской, и это имело решающее значение: и театральное, и человеческое. Мы вместе уже скоро шестьдесят лет. Она – художественный руководитель ТЮЗа, где я работаю. И если вам что-то нравится в этих спектаклях, в этих артистах, – то это она их вырастила! Это я поставил спектакль «Отец Сергий», но в ее театре, с артистами, ею воспитанными. 

- Вот Вы говорите: «Я – именно такой режиссер». А можете сформулировать – какой Вы? 

- Нет, не могу. Это надо спросить у других. И должен сказать, что будет огромное количество противоречивых представлений. 

- Давайте вспомним Товстоногова, у которого Вы учились. Какие главные принципы он заложил? 

- Самое главное звучит так: «Режиссер отвечает за всё». Есть очень много вещей, за которые он отвечает, в том числе, если хотите: подметен ли тротуар у входа в театр? А как же иначе, ведь это его дом! Вот что он нам внушил. Я говорю – «нам», потому что Генриетта Наумовна – моя однокурсница и тоже ученица Товстоногова. 

- И напоследок: Вы сейчас готовите какой-то новый спектакль? 

- Конечно, он есть. Но каким и когда он будет – пока секрет.