Иркутский ТЮЗ им. А. Вампилова
На сайте используются cookie. Включите их в настройках браузера
Ваш браузер устарел и не поддерживает все необходимые функции. Обновите его или воспользуйтесь другим, чтобы попасть на сайт
На сайте используется javascript. Включите его в настройках браузера

Премьера "Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца"

Сегодня в нашем театре состоялась премьера спектакля на Малой сцене - «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца»

Это уже третья премьера в новом, 96-м сезоне и заключительная в уходящем году.
 
Руководителем проекта является артист Дмитрий Иванов. Режиссер-постановщик – артист Никита Никитин. Художник-постановщик – Ульяна Халтакшинова. Постановка танцев, сценических боёв – артист Павел Матушевич.
 
Спектакль создан на основе известной сказки Леонида Филатова, которая, в свою очередь, написана по мотивам русской народной сказки «Поди туда, не знаю куда, принеси то – не знаю что». Царь, которому приглянулась жена Федота Маруся, отправляет его в нелегкое странствие, откуда Федот может вовсе не вернуться.
 
Для Никиты Никитина это первый режиссерский опыт с профессиональными артистами. Изначально этот материал готовился для детской студии ТЮЗа «АлександриЯ».
 
- Это был наставнический проект к Году педагога и наставника, - говорит Никита Никитин, - суть его – в том, чтобы на одной сцене со студийцами работали профессиональные актеры и помогали детям в разборе роли. А потом было решено создать спектакль только с артистами. От прежней постановки осталась лишь моя авторская концепция. Она заключается в том, чтобы связать между собой период, когда создавалось произведение, и наше время.
 
Концепция видна в художественном оформлении – художник-постановщик Ульяна Халтакшинова работала в стиле современного искусства, используя кубизм и минимализм. Поэтому постановка смотрится довольно аскетично. Что касается режиссерской задачи, то она заключалась в том, чтобы найти новые подтексты, предложить артистам вторым планом играть свою историю.
 
Музыка в спектакле основана на трех китах: рок, менуэт и поп-музыка. Рок символизирует силу и мощь, он звучит как символ власти. Поп-музыка выступает звучит в сценах бабы-Яги, которая в русских сказках всегда живет между мирами. И эта связь выражена в популярной музыке, которая берет «отовсюду понемногу», делая разные стили доступными для всех. Менуэт – символ чего-то ушедшего, в чем власть пытается существовать, словно не видя, что жизнь продолжается. И в этом конфликт, выраженный через музыку. Рок-музыка представлена песнями группы «AC/DC», менуэт – из мировой классики, поп-музыка – Би-Би Кинг, стиль кантри и популярные композиции из мировой культуры.
 
Интересная фигура в спектакле – царь, в роли которого Александр Карпенко, говорит режиссер:
 
- Короля играет свита, поэтому окружающие подыгрывают ему, а сам правитель – вычурно, гротесково яркий. Он всем видом своим показывает, что он – царь. И пока все в это верят – это работает. Но как только перестают верить – получается, что он просто кривляется. И в этом концепция: что постепенно народ начинает его все меньше и меньше уважать. И в конце происходит просто революция.
 
Необычно в спектакле подан образ Маруси, в роли которой – Анна Конончук. В сказке это – волшебное создание, но в спектакле ее показали современной бизнес-леди, которая просто знает современную жизнь.
 
- Для многих то, что она делает, является чудом: доставка пиццы, связь с молодцами, которые выполняют ее поручения. А для нее это естественная среда, в которой она живет. Так что порой магия – это просто крутые, профессиональные технологии. Маруся умело всем этим пользуется, и окружающие считают, что она – волшебное создание. Непривычен и образ Бабы-Яги, ее играет Виктория Криницкая. Это не хрестоматийная старушка в избушке на курьих ножках, а экстравагантная, красивая девушка, которая живет в роскошном особняке, полном иллюминации и прислуги. Она может оказать любые услуги и решить любую проблему. Федот, которого играет Павел Савин, вроде бы главный герой, но в спектакле он мало появляется. Большая часть текста – у царя, и основная концепция про власть, так как сам текст – это политическая сатира. А сам Федот почти не действует. Поручения за него выполняют молодцы Тит Кузьмич и Фрол Фомич, которыми управляет Маруся. Федот по-настоящему выходит на сцену только в конце. Потому что его подготавливают к этому. Он не рождается таким – героя делает среда: и задания, которые дает царь, и помощь, которую оказывает Маруся, и путешествие по всему миру. И ему пришлось пойти посмотреть мир, вернуться другим человеком и сделать, так чтобы всем жилось немножечко лучше.