Иркутский ТЮЗ им. А. Вампилова
На сайте используются cookie. Включите их в настройках браузера
Ваш браузер устарел и не поддерживает все необходимые функции. Обновите его или воспользуйтесь другим, чтобы попасть на сайт
На сайте используется javascript. Включите его в настройках браузера

О премьере "Шатун"

В спектакле «Шатун» сплелась история России и Иркутска

…Тридцатиградусный мороз оседал в этот день на деревья и стены домов в Иркутске. И уже трудно было понять, где правда, а где – вымысел, когда на экране, проваливаясь по колено в сугробы, показались нищие. Словно они попали сюда прямо из восемнадцатого века, когда в Иркутске царили снега и дикие звери. Опасной и страшной была дорога. Но, словно огоньки во мраке, светили монастыри, где путников ждали обогрев и спасение. В одном из таких и жил епископ Иннокентий Кульчицкий, которому посвящен спектакль «Шатун». Авторы пьесы – Валентина Сидоренко и отец Сергий (Кульпинов), режиссер – Виктор Токарев. Премьерный показ прошел в Иркутском ТЮЗе им. А. Вампилова 10 декабря 2023 года.

Этот спектакль – не только увлекательный и яркий, но и полезный для изучения истории. Любовь царевны Елизаветы, становление рода богатейших купцов Сибиряковых, судьба епископа Иннокентия. А главное – как жили в Иркутске в первой половине XVIII века? Сейчас храмы – в основном духовная опора для людей. Но в то время, когда не было ни школ, ни дорог, ни магазинов, монастыри становились настоящими очагами жизни. К ним тянулось местное население, при храмах работали школы. А служители церкви были и учителями, и лекарями, и добытчиками. Так жил и Иннокентий Кульчицкий.

Его жизнь – одна из ярчайших страниц иркутской истории, о которой широкой публике не так уж много известно. А между тем с него во многом началось просвещение и рост иркутской земли.

Как жил епископ Иннокентий

В 1722 году епископ прибыл в Иркутск со своей свитой числом одиннадцать человек, чтобы ехать обустраивать миссию в Китае. Но… что-то пошло не так: китайская сторона отказалась принимать епископа. Пять лет длилась переписка между правительствами. А Иннокентий жил в Селенгинске, не получая жалованья, оно полагалось только во время работы в Китае. И назад уехать нельзя! Надо было ждать решения вопроса с Китаем. Епископ вел богослужения, чтобы жить при храме, носил одну и ту же старую рясу, ловил рыбу и писал иконы, чтобы как-то прокормить себя и свиту.

В 1725 году пришло предписание: ждать решения вопроса в Иркутске, в Вознесенском монастыре на берегу Ангары, сейчас там находится микрорайон Жилкино, и сохранились остатки монастыря.  В Иркутске Иннокентий жил по-прежнему бедно, не получая жалованья, неустанно трудился. Монастырь тогда был далеко за пределами Иркутска, и Иннокентий ходил в город пешком, своего жилья ему в Иркутске не выделяли.

К мудрому и рассудительному Иннокентию сразу потянулось местное население. Этим был недоволен настоятель Вознесенского храма, архимандрит Антоний Платковский, который, кстати, сам мечтал попасть в Китай, на хорошие условия. И путем разных интриг ему это удалось сделать. А Иннокентию 15 (26) января 1727 года Святейший синод определил быть епископом Иркутским и Нерчинским. Эта дата стала днём основания Иркутской епархии, которой Иннокентий управлял до самой смерти в 1731 году. Трудные условия подорвали его здоровье, он умер в возрасте около пятидесяти лет. В 1764 году при ремонте церкви было вскрыто его захоронение, обнаружилось, что тело, одежда и бархат на гробе остались нетленными. В конце XVIII века святитель был канонизирован. В 20-е годы ХХ века его мощи подверглись глумлению и были увезены из Иркутска в Москву, попали в анатомический музей, а потом пропали. И только благодаря усилиям сотрудников краеведческого музея Иркутска их удалось найти, в 1990-м году стараниями Владыки Вадима они вернулись в столицу Приангарья и сейчас хранятся в Знаменском храме Иркутска.

Роль нищих

Действие спектакля начинается с периода, когда Иннокентий еще ждал в Иркутске назначения в Китай. Первым делом мы видим кадры на экране, как в глубоком снегу бредёт череда нищих. Эти и другие кадры снимались в историко-этнографическом музее «Тальцы». Нищенство – это особая статья в жизни России тех лет, говорит автор пьесы Валентина Сидоренко, член Союза писателей России:

- В то время нищие играли очень важную роль. Они связывали землю: почта еще толком не работала, тем более в Иркутске. Они ходили из города в город, жили подаянием. Передавали вести между городами, носили письма. Очень хорошо знали местное население и могли помочь разыскать нужного человека. Вот так Силка ищет Павла Шубина (арт. Александр Стерелюгин) – передать, что у него на Камчатке родилась дочь.

Главой артели нищих становился человек незаурядный: сильный и выносливый, хитрый, умеющий добыть пропитание, а также бесстрашный, потому что в пути мог встретиться и опасный человек, и дикий зверь. Наиболее успешные предводители могли исходить всю Россию вдоль и поперек. Таким и выведен в произведении глава артели нищих Силка, он же Силантий – один из центральных персонажей. Его играет Заслуженный работник культуры Республики Бурятия, ведущий мастер сцены Владимир Безродных. Скитальцы ищут Вознесенский монастырь, где можно погреться, а может, и поесть. Но пока встречают только медведя-шатуна, который дал и название пьесе.

Почему «Шатун»?

Валентина Сидоренко рассказывает:

- Посыл пьесы шел от отца Сергия Кульпинова, настоятеля Казанской церкви в Иркутске. Задуманный им образ шатающегося медведя как потерявшего свой путь человека стал основой. Без этого образа пьесы бы не было.

Подробнее рассказал сам отец Сергий, настоятель храма иконы Казанской Божьей матери:

- О чем этот спектакль? Медведь – животное достаточно мирное, он легко приручается, быстро находит связь с дрессировщиками. Но почему медведь может быть агрессивным? Зимой он должен спать – это его привычное состояние. И если его согнали со своего места, то медведь шатается в поисках пропитания и становится агрессивным. Это спектакль – про всех нас. Каждый человек, если сбивается с пути, может стать таким же шатуном. А что значит путь человека?.. Это не всегда то, чем он живет и о чем мечтает. Иногда он задает вопросы: «Зачем я здесь?» Иногда опускает руки, когда ему тяжело, страшно, тоскливо. Думает, что зря попал в этот мир. Но у Бога нет случайных людей, а точнее сказать – случайных детей. Он создает людей для счастья, которое обосновывает нашу жизнь и придает смысл. А сейчас подумайте: а почему нет счастья? Почему порой мы не можем найти этот смысл? Потому что выбиты из колеи своей жизни. Бог, приводя нас сюда, на землю, на каждого имеет свой промысел. И если человек войдет в свой промысел – тогда он как следствие обретает счастье.

Но как же трудно порой самому найти этот путь!.. Для этого и нужны проводники, мудрые люди. Таким стал для иркутян Иннокентий Кульчицкий. Бедному Афанасию он подал полкопейки:

- Ты пойди купи у рыбаков смолы да просмоли лодку.
- Зачем?
- Будешь богомольцев через Ангару переправлять. Вот она копеечка-то полная к тебе и поплывет!

Впоследствии Сибиряков разбогател на корабельных перевозках – это исторический факт. Помог Иннокентий и Павлу Шубину, который, подобно шатуну, слонялся по России. Под именем Павла выведен Алексей Шубин – реальный человек, очень интересный персонаж, возлюбленный цесаревны Елизаветы, красавец и блестящий офицер. Императрица Анна Иоанновна узнала про их тайные встречи и отправила Шубина в ссылку в Сибирь.

- Этот материал тянет на хороший исторический роман или даже сценарий для сериала, - говорит директор ТЮЗа и режиссер спектакля Виктор Токарев, - в пьесе все действие должно уместиться в два сценических часа. Но сама история весьма любопытная. Здесь столько заявлено сюжетных линий! И надо отдать должное авторам: все линии они привели к своему завершению, к своей ясной точке. И ведь эти события – подлинная история России и Иркутска. Этот период очень мало известен широкой публике.

Как создавался спектакль, столкнулись ли со сложностями?

Виктор Токарев рассказал, как шла работа над постановкой.

-Отдельной проблемой было: как вывести на сцену самого медведя-шатуна? И нужно ли его выводить? Были мысли – снять живого медведя на видео и показать его на экране, или нарядить артиста в костюм. Работая над постановкой, я читался и насмотрелся про медведей так, что самому стало страшно! – улыбается Виктор Степанович, – медведь-шатун, который покинул место спячки и угрожает людям расправой, – это страшный зверь. Как передать это? И я вспомнил фильм про «Собаку Баскервилей», которая наводила ужас на всю округу, причем ее никто не видел, а слышали только вой. Но все ее страшно боялись. И решил, что нам нужен именно звук! Мы взяли реальный рык медведя, дополнили его спецэффектами и сделали ирреальным. Думали мы и над тем, в каком цвете будет появляться тень медведя. Выбрали густой фиолетово-синий. И вот на фоне елок появляется тень, он раскрывает пасть – а потом вдруг тает, исчезает. Медведь – зверь очень хитрый, он делает один шаг, и его уже не видно. Но он, может быть, не уходит, а маскируется. И мы постарались создать впечатление непредсказуемого зверя, который повсюду: он где-то сзади, сбоку, может напасть когда угодно!

Когда началась работа над спектаклем?

- Около двух лет назад. Материал очень непростой, многослойный. Здесь представлены все социальные слои российского общества того времени. Это священнослужители, местное население - буряты, нищие-христолюбцы и др. Нищие пешком передвигались по дорогам через всю Россию, хотя никаких дорог особо и не было – сквозь тайгу, болота.

«Мила мне путь-дороженька, – говорит Силантий, - радостно мне от простору на Руси, я ее каждую пядь люблю, вот всю бы ее исцеловал… А небушко-то над ней какое! Ночью идешь в степи, звезд в небе – что травы на земле. И каждая звезда – душа чья-то. И таинство великое чуешь тогда, как будто вокруг тебя храм, а ты идешь, и конца-края нету. Так что вскорости опять пойду…».

- То, что материал был услышан зрителями, - продолжает Виктор Степанович, – это заслуга и авторов пьесы, и актеров, и всей творческой команды, которая донесла чувство сопричастности к истории нашей родной земли.

Иннокентий Кульчицкий дал новое рождение для иркутской земли, наполнил ее духовностью. Ведь что из себя представляла Сибирь в то время? Это место вольницы, зачастую произвола властей. Было даже и рабство! И сосланные, и уголовники, да и местные не всегда дружелюбно принимали переселенцев. И среди этого мрака и бездорожья строили храмы и монастыри как островки света. Так и у нас среди елей стоит Вознесенский монастырь. На самом деле у него не было золотых куполов, но мы позолотили маковки, чтобы среди черно-белой тайги шло это свечение от куполов с крестами и видно было издалека, где убежище, где есть пристанище человеку.

Михаил Корнев, директор и художественный руководитель Иркутского театра народной драмы после спектакля высказался:

- Я посмотрел настоящую историю: мощную, эпическую, причем о той земле, где я вырос. Это Жилкино, Вознесенский монастырь. Я маленький там ходил по этому бережку. И надеюсь, впитал что-то за двадцать лет, которые там прожил. И то, что святитель Иннокентий жил там, - это греет мою душу! Спектакль мне очень понравился. Прежде всего – это ведь о нас, иркутянах. Во-вторых, меня поразило, как авторы смогли передать дыхание вечности. Я бы назвал это – сибирский библейский подход. Господь – это пространство, это земля, и на земле – человек. Я как режиссер стараюсь стремиться к такому подходу, он поднимает на большую высоту. Прекрасно играли актеры. Вышел такой добрый, хороший рассказ о нашей малой родине. Такой спектакль должен был появиться именно в ТЮЗе, и он появился. Юный зритель будет смотреть и воспринимать живую историю через свою душу. Это же наша история! И подается она не скучно, а в интереснейшем сюжете, я бы сказал – в духе приключенческого романа. Здесь есть все необходимое, столько превращений: и епископ, который становится святым, и нищий, который становится основателем богатейшей династии, и сосланный боярин, вынужденный скрываться...

Олеся Полунина, министр культуры Иркутской области, добавила:

- Очень важно, что в репертуаре иркутского ТЮЗа появился спектакль, который рассказывает житие святителя Иннокентия Кульчицкого. Мы должны о нем говорить, почитать его. Но любить можно только то, что ты знаешь. А познать можно разными способами: читая историческую литературу или придя в театр и посмотрев спектакль. И, может быть, у зрителей появится желание погрузиться в историю, прочитать биографию как самого Иннокентия, так и других действующих лиц.

Отметим также оригинальную музыку Павла Смирнова, которую композитор написал специально для постановки. Она попадает в самое сердце! Прекрасное оформление художника-постановщика Андрея Штепина. Художник по костюмам – Наталия Убрятова. Постановка танца – Юлия Федорова, постановка пластической сцены – Павел Матушевич. Видеоматериалы подготовили Ирина Бухалова и Роман Рютин. Помощники режиссера – Елена Подорожко и Татьяна Уварова.